Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Жизнь, смерть и воскресение Христа

Жизнь Христа проходила в совершенном послушании воле Божьей. Его страдания, смерть и воскресение — это единственно возможный путь искупления совершенных людьми грехов. Каждый, принимающий верой это примирение с Богом, имеет вечную жизнь. Все творение может лучше постичь бесконечную и святую любовь Творца. Это совершенное примирение оправдывает справедливость Божьего Закона и милосердие характера Творца. Так совершается осуждение наших грехов и обеспечивается наше прощение. Смерть Христа является заместительной, искупительной, примиряющей и преобразующей. Воскресение Христа во плоти знаменует собой торжество Бога над силами зла, и для принимающих это примирение служит свидетельством их победы над грехом и смертью. Воскресение провозглашает господство Иисуса Христа, пред Которым преклонится всякое колено на небе и на земле (Быт. 3:15Пс. 22:1Ис. 53Ин. 3:16; 14:30Рим. 1:4; 3:25; 4:25; 8:3, 41 Кор. 15:3, 4, 20-222 Кор. 5:14, 15, 19-21Флп. 2:6-11Кол. 2:151 Петр. 2:21, 221 Ин. 2:2; 4:10).

Открытая дверь ведет к центру Вселенной, на небеса. «Взойди сюда и посмотри, что здесь происходит», — слышится голос. В духовном озарении апостол Иоанн созерцает тронный зал Бога.

Ослепительная изумрудная радуга окружает величественный престол. От него исходят молнии и громы. На меньших престолах восседают почтенного вида старцы, облеченные в белые одежды, с золотыми венцами на головах. Славословие наполняет все вокруг, и старцы в восхищении «падают перед Сидящим» и «полагают венцы свои перед престолом».

Ангел, в руках которого находится свиток, запечатанный семью печатями, восклицает: «Кто достоит раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр. 5:2). Иоанн с тревогой видит, что ни на небе, ни на земле нет никого, кто достоин открыть свиток. Его смятение переходит в плач, но один из старцев утешает его такими словами: «Не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5).

Снова взглянув на величественный престол, Иоанн видит Агнца, Который был заклан, но теперь жив и наделен силою Духа. Когда этот смиренный Агнец берет свиток, живые существа и старцы снова поют славословие: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9,10). Каждое создание на небе и на земле присоединяется к их песне: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13).

Почему этот свиток настолько важен? Он повествует об освобождении человеческого рода из сатанинского плена и о полной победе Бога над грехом. Он рассказывает о совершенном спасении, которое дало пленникам греха возможность освободиться из темницы, где они были обречены на погибель. Для этого им нужно только принять решение. Задолго до Своего рождения в Вифлееме Агнец воскликнул: «Вот, иду; в свитке книжном написано о Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:8,9; ср. Евр. 10:7). Искупление человечества совершилось благодаря пришествию Агнца, закланного от создания мира (см. Откр. 13:8).

Спасающая благодать Божья

Священное Писание показывает, что Бог больше всех заинтересован в спасении человечества. Все Личности Божества трудятся совместно, приводя людей снова в единение с их Творцом. Иисус прекрасно сказал о спасающей Божьей любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Священное Писание провозглашает, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Он любит человечество «вечною любовью» (Иер. 31:3). Бог, предлагающий спасение, всемогущ, но Его любовь такова, что позволяет каждой личности сделать свободный выбор: принять или отвергнуть Его приглашение (см. Откр. 3:20, 21). Принуждение не совместимо с характером Бога и не может быть использовано в Его планах.

Божья инициатива

Когда Адам и Ева согрешили, Бог первый начал искать их. Виновная чета, услышав голос Своего Творца, не побежала с радостью навстречу Ему, как это бывало раньше, а скрылась от Него. Но Бог не покинул их. Он так настойчиво звал их: «Где вы?»

С болью в сердце Бог показал им последствия их непослушания — скорби и трудности, ожидающие их впереди. Однако в их безнадежном положении Он открыл также Свой замечательный план, обещая полную победу над грехом и смертью (см. Быт. 3:15).

Милость или справедливость?

Позднее, после того как Израиль отступил от Бога на Синае, Господь открыл Свой милостливый, но справедливый характер Моисею, возгласив: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:б, 7).

В Божьем характере открывается удивительное сочетание милости и справедливости: прощение грешника и неприятие греха. Только Личность Христа дает возможность понять, как эти качества характера сочетаются между собой.

Простить или наказать?

Во время отступления Израиля Бог часто с мольбой призывал Свой народ признать свои беззакония и возвратиться к Нему (см. Иер. 3:12-14). Но израильтяне надменно отвергали Его благостное приглашение (см. Иер. 5:3). Однако нераскаяние, которое пренебрегает прощением, влечет за собой неизбежное наказание (см. Пс. 7:12).

Хотя Бог милостив, Он не может простить тех, кто сознательно и настойчиво продолжает грешить (см. Иер. 5:7). Прощение дается с определенной целью. Бог желает очистить грешников и наделить их праведностью: «Да оставит нечестивый путь свой и беззакон-ник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7). По всему миру ясно звучит Его весть спасения: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22).

Божий гнев против греха

Из-за первородного греха в человеческом сердце поселилась враждебность к Богу (Кол. 1:21). Следовательно, мы заслуживаем Его негодование, потому что для греха Бог есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29; ср. Авв. 1:13). Библия провозглашает серьезную весть о том, что «все согрешили» (Рим. 3:23), что все являются «по природе чадами гнева» (Еф. 2:3; ср. 5:6) и подвержены смерти, «ибо возмездие за грех смерть» (см. Рим. 6:23).

Согласно Писанию, Божественный гнев — это реакция Бога на грех и неправедность (Рим. 1:18). Сознательное отвержение открытой воли Бога — Его Закона вызывает Его праведное негодование, или гнев (см. 4 Цар. 17:16-182 Пар. 36:16). Лэдд (Ladd) писал: «В нравственном отношении люди греховны. Когда Бог сталкивается с их беззакониями, Он вынужден смотреть на них как на грешников, как на врагов, как на объекты Своего Божественного гнева, ибо существует нравственная и религиозная необходимость, чтобы Божья святость проявляла себя во гневе против греха»1. Однако в то же самое время Бог стремится спасти восставший мир. Ненавидя грех, Он любит грешника.

Человеческий отклик

Отношения Бога с Израилем достигли своего апогея в служении Иисуса Христа, Который дал самое ясное откровение «пре-изобильного богатства» Божественной благодати (Еф. 2:7). Как сказал Иоанн: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины» (Ин. 1:14). Павел писал, что Иисус Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:30, 31). Поэтому кто может пренебрегать «богатством благости, кротости и долготерпения Божия?» Не удивительно, что, по словам Павла, «благость Божия» ведет к покаянию (Рим. 2:4).

Бог предлагает Свое спасение, но даже откликнуться на это приглашение люди могут только под действием силы Бога. Наша вера не принадлежит нам, представляя собой дар от Бога (см. Рим. 12:3). Таким является и наше покаяние (см. Деян. 5:31). Наша любовь возникает в ответ на любовь Бога (см. 1 Ин. 4:19). Мы не можем сами спастись от сатаны, греха, страданий и смерти. Наша собственная праведность похожа на запачканную одежду (см. Ис. 64:6). Но «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:4, 5, 8, 9).

Служение примирения, совершаемое Христом

Благая весть заключается в том, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Его примирение восстанавливает взаимоотношения между Богом и человечеством. Библейский текст указывает на то, что грешники примиряются с Богом, а не Бог с грешниками. Единственный путь, возвращающий грешников к Богу, есть Иисус Христос. Божий план примирения — это чудо Божественного снисхождения. Бог был вправе оставить человечество на погибель.

Как мы уже заметили, не кто иной, как Бог взял на Себя инициативу по восстановлению нарушенных взаимоотношений с человечеством. «Будучи врагами, — сказал Павел, — мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10). Следовательно, мы также «хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим. 5:11).

«Глагол «примириться» соответствует выражению «прийти к единству, согласию». Следовательно, слово «примирение» означает гармонию взаимоотношений. Если же в отношениях существует отчуждение, процесс примирения восстанавливает эту гармонию. Следовательно, словом «примирение» можно также назвать состояние единства, которое приходит на смену отчуждению»2.

Многие христиане, говоря о примирении, имеют в виду только искупление, ставшие возможным благодаря воплощению, страданиям и смерти Христа. Однако служение примирения, совершавшееся в земном святилище, включало не только заклание жертвенного агнца, но и особое служение священника во святилище, связанное с пролитой кровью агнца (ср. Лев. 4:20, 26, 35; 16:15- 18, 32, 33). В соответствии с этой библейской аналогией примирение может иметь отношение не только к смерти Христа, но и к Его посредническому служению в Небесном святилище. Там, являясь Первосвященником, посредством заслуг и полноты Своей совершенной искупительной жертвы, Он примиряет людей с Богом3.

Винсент Тейлор (Taylor) также делится своим наблюдением. По его мнению, учение о примирении имеет два аспекта: а) дело спасения, совершенное Христом; б) принятие верою этого спасения как индивидуально, так и братством верующих. Эти два аспекта вместе взятые составляют примирение». Из этого наблюдения он делает вывод, что «примирение совершается не только для нас, но и в нас»4. Эта глава сосредотачивает внимание на примирении, связанном со смертью Христа. Примирение, связанное с Его первосвященническим служением, будет рассматриваться позднее (см. главу 24 этой книги).

Искупительная жертва Христа

Искупительная жертва Христа, принесенная на Голгофе, ознаменовала собой поворотный момент во взаимоотношениях между Богом и человечеством. Хотя записи о грехах людей существуют, но благодаря примирению Бог не вменяет людям их грехи (см. 2 Кор. 5:19). Это вовсе не значит, что Бог смягчает наказание или что грех больше не вызывает Его гнева. Отнюдь нет. Просто Бог нашел способ даровать прошение кающимся грешникам и в то же время сохранить справедливость Своего вечного Закона.

Необходимость смерти Христа

Искупительная смерть Иисуса Христа стала для любящего Бога «моральной и юридической необходимостью» в целях поддержания Его справедливости и праведности. Божья «справедливость требует подвергнуть грех осуждению. Поэтому Бог должен совершить суд над грехом, а следовательно, и над грешником. При исполнении суда Сын Божий по воле Бога занял наше место — место грешника. Примирение стало необходимо потому, что человек испытывал на себе праведный гнев Бога. Вот в чем суть Евангелия прощения греха и тайна креста Христова: совершенная праведность Христа вполне удовлетворила Божественную справедливость, и Бог согласился принять смерть Христа вместо смерти человека»5.

Люди, не желающие принять искупительную кровь Христа, не получают прошение греха и еще находятся под гневом Бога. Иоанн сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Поэтому на кресте была явлена и милость Бога, и Его справедливость.

«…Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во вредил долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25, 26).

Что совершает искупительная жертва ?

Не кто иной, как Сам Отец предложил Своего Сына в «жертву умилостивления» (Рим. 3:25). Новозаветное слово «хиластерион», переведенное как «умилостивление», не имеет ничего общего с языческим представлением об «успокоении разгневанного Бога» или «умилостивлении деспотичного, своевольного и капризного Бога»6. Библейский текст раскрывает, что «Бог по Своей милосердной воле предложил Христа в умилостивление Его святого гнева, направленного против грехов людей, потому что Он принял Христа как представителя человечества и Божественного Заместителя, Которому надлежало испытать на Себе Божий суд над грехом»7.

В этом свете становится понятным описание смерти Христа, которое дает апостол Павел, называя ее «приношением и жертвой Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2; ср. Быт. 8:21Исх. 29:18Лев. 1:9). «Христово самопожертвование угодно Богу, потому что это жертвенное приношение удалило преграду между Богом и грешным человеком, поскольку Христос во всей полноте испытал на Себе гнев Божий, направленный против греха человека. Благодаря Христу Божий гнев не превратился в любовь. Христос отвел этот гнев от человека и взял его на Себя»8.

В Рим. 3:25 апостол сосредотачивает наше внимание на том, что искупительная кровь делает для кающегося грешника. Такой грешник испытывает прощение, удаление чувства вины и очищение от греха9.

Христос несет на себе вину грешника

В Священном Писании Христос представлен «понесшим на Себе» грех человечества. Проникновенно звучит пророчество Исайи: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Господь возложил на Него грехи всех нас… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению… (Он был) жертвой умилостивления… Он понес на Себе грех многих» (Ис. 53:5, 6, 10, 12; ср. Гал. 1:4). Именно это пророчество имел в виду апостол Павел, когда сказал: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3).

В этих текстах представлена важная истина плана спасения: Христос понес на Себе наши грехи и вину, тем самым освободив от них нас (см. Пс. 50:12). Как раз об этой стороне служения Христа свидетельствуют обряды ветхозаветного святилища. Там перенос греха с раскаивающегося человека на невинное животное символизировал перенос греха на Христа, взявшего на Себя наши грехи (см. главу 4 этой книги).

Кровь и ее значение

В искупительных жертвах, приносимых во святилище, кровь играла главную роль. Бог показал ее важность для примирения, когда сказал: «Жизнь плоти в крови, и Я дал ее вам… чтобы совершить примирение для ваших душ» (Лев. 17:11, англ. пер.). После заклания животного священник должен был совершить особое служение, связанное с кровью жертвы, прежде чем могло быть даровано прощение.

В Новом Завете показано, что ветхозаветные обряды прощения, очищения и примирения через кровь заместительной жертвы нашли свое окончательное осуществление в искупительной Крови Христа, пролитой на Голгофе. Говоря об обрядах Ветхого Завета, апостол Павел утверждает: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14). Пролитие Его Крови совершило искупление греха (см. Рим. 3:25). Иоанн сказал, что, поскольку Бог любит нас, Он «послал Сына Своего в умилостивление («хиласмос», греч.) за грехи наши»(1Ин. 4:10).

Итак, «целенаправленное действие примирения со стороны Бога было совершено через примирительную и искупительную кровь (самопожертвование) Иисуса Христа, Его Сына. Следовательно, Бог в одно и то же время «обеспечивает примирение и принимает его»10.

Христос — наше искупление

Когда люди стали подвластны греху, они оказались под осуждением и проклятием Божьего Закона (см, Рим. 6:4Гал. 3:10-13). Рабы греха (см. Рим. 6:17), подверженные смерти, остались без всякой надежды спасти себя. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8). Только Бог имеет силу искупать. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14). Как же Бог искупил их?

Бог «приобрел Себе» Церковь «Кровию Своею» (Деян. 20:28) через Иисуса, Который засвидетельствовал, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28; ср. 1 Тим. 2:6). Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» (Еф. 1:7, ср. Рим. 3:24). Его смерть должна была «избавить (искупить, англ, пер.) нас от всякого беззакония» и «очистить» для Него «народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Что совершило искупление ?

Христова смерть подтвердила, что человечество принадлежит Богу. Павел сказал: «Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:19, 20; ср. 1 Кор. 7:23).

Своей смертью Христос разрушил владычество греха, положил конец духовному рабству, удалил осуждение и проклятие закона. Он соделал доступной вечную жизнь всем кающимся грешникам. Петр сказал, что верующие искуплены от «суетной жизни, преданной вам от отцов» (1 Петр. 1:18). Павел написал, что люди, избавленные от рабства греха и его пагубных плодов, теперь служат Богу, принося плод, который есть «святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22).

Игнорировать или отрицать весть искупления — значит «упускать из вида самую суть Евангелия благодати и подавлять в себе то глубочайшее внутреннее побуждение, вдохновляющее каждого быть благодарным Агнцу Божьему»11. Этот принцип занимает центральное место в славословии, воспетом в небесном тронном зале: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9, 10).

Христос — представитель человечества

Как Адам, так и Христос, Который назван в Писании «последним Адамом», или «вторым человеком» (1 Кор. 15:45, 47), представляют все человечество. Если через естественное рождение каждый человек несет на себе последствия греха Адама, то всякий, испытавший духовное рождение, получает благословения совершенной жизни и смерти Христа. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).

Восстание Адама навлекло на всех грех, осуждение и смерть. Но Христос повернул вспять это скольжение вниз. По Своей великой любви Он претерпел на Себе Божественный суд над грехом и стал представителем человечества. Он умер вместо людей, освободив тем самым кающихся грешников от наказания за грех и предложив им дар вечной жизни (см. 2 Кор. 5:21Рим. 6:231 Петр. 3:18).

Священное Писание ясно учит, что Христос умер за всех без исключения. «По благодати Божьей» Христос «вкусил смерть за всех» (Евр. 2:9). Поскольку в Адаме все согрешили (см. Рим. 5:12), то всякий умирает первой смертью. Смерть, которую Христос вкусил за каждого из нас, была второй смертью, окончательным исполнением проклятия (см. Откр. 20:6, а также главу 27 этой книги).

Христова жизнь и спасение

«Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, тотем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). Грех стал пропастью между Богом и человеком. Чтобы проложить через нее мост, нужна и жизнь Христа, и Его смерть.

Что может сделать для нас совершенная жизнь Христа?

Иисус жил чистой, святой и любвеобильной жизнью, полагаясь полностью на Бога. Эту драгоценную жизнь Он предлагает кающимся грешникам как дар. Его совершенный характер символически изображен брачной одеждой (см. Мф. 22:11), или одеждой праведности (см. Ис. 61:10), которой Он предлагает покрыть запятнанные одежды безуспешных человеческих попыток достичь праведности (см. Ис. 64:6).

Когда мы подчиняем себя Христу, то, несмотря на нашу человеческую испорченность, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, наши мысли приводятся в послушание Ему; мы живем Его жизнью. Мы одеты в Его одежды праведности. Когда Бог смотрит на кающегося грешника, Он видит не наготу или уродство греха, а одежду праведности, сотканную Христом, проявившим совершенное послушание закону12. Никто не может быть воистину праведным, если он не одет в эту одежду.

В притче о брачной одежде гость, который пришел на брачный пир в собственном одеянии, был изгнан не из-за своего неверия. Он принял приглашение на брачный пир (см. Мф. 22:10). Но его прихода не было достаточно. Он нуждался в брачной одежде. Точно так же недостаточно нашей веры в то, что Христос совершил для нас в прошлом. Сегодня мы также нуждаемся в совершенной жизни Христа, Его праведном характере, чтобы удостоиться чести быть представленными Царю.

Как грешникам нам нужно не только прощение нашего долга, но и восстановление нашего состояния сегодня. Нам нужно не только освобождение из темницы, но и усыновление Царем. Посредническое служение воскресшего Христа имеет двойную цель: посредством него мы получаем прощение и облекаемся в одежду праведности — вот что совершает жизнь и смерть Христа для нашей жизни и нашего положения перед Богом. Голгофское восклицание «Свершилось» ознаменовало завершение совершенной жизни и совершенной жертвы. Грешники нуждаются как в том, так и в другом.

Вдохновение, которое дает Христова жизнь

Христос, живя на земле, также оставил человечеству образец того, как следует жить. Например, Петр советует нам поступать так, как поступал Христос в ответ на личное оскорбление (см. 1 Петр. 2:21-23). Спаситель уподобился нам, был во всем искушен, подобно нам. Он показал, что людям, зависящим от Божьей силы, нет необходимости продолжать жизнь во грехе. Жизнь Христа вселяет уверенность, что мы можем одерживать победу: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13).

Христово воскресение и спасение

«Если Христос не воскрес, — сказал Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» и «вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:14, 17). Иисус Христос был физически воскрешен (Лк. 24:36-43), Он вознесся как Богочеловек на небеса и начал Свое ходатайственное служение одесную престола Бога Отца (см. Евр. 8:1,2, а также главу 4 этой книги).

Благодаря воскресению Христа крест приобрел новое значение, которое не могли увидеть в момент распятия ученики. Его воскресение дало этим людям огромную силу, посредством которой они изменили человеческую историю. Весть о воскресении наряду с вестью о распятии была всегда средоточием их миссии. Они провозглашали живого Христа, Который был распят, но восторжествовал над силами зла. В этом заключалась сила апостольской вести.

«Вопрос о подлинности воскресения Христа, — писал Ф. Шафф (Schaff), — является решающим для христианской религии. Ответ на него определяет, истинна ли эта религия или ложна. Христианство — либо величайшее чудо, либо величайший обман из всех, какие только знала история»13. Вилбер Смит (Smith) рассуждал: «Воскресение Христа есть оплот христианской веры. Не что иное, как учение о воскресении перевернуло мир в первом столетии и возвысило христианство над иудаизмом и языческими религиями. Если исключить воскресение, то теряют смысл и все другие важные и удивительные истины в Евангелии Господа Иисуса Христа: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор. 15:17)»14.

Служение, которое Христос совершает теперь, основано на Его смерти и воскресении. Хотя искупительная жертва на Голгофе была достаточной и завершенной, без воскресения мы не имели бы уверенности, что Христос успешно закончил Свою Божественную миссию на земле. Воскресение Христа подтверждает, что жизнь не оканчивается могилой, что Божье обетование о вечной жизни в Нем непременно сбудется.

Плоды спасительного служения Христа

Искупительное служение Христа оказывает влияние не только на человечество, но и на всю Вселенную.

Примирение во всей Вселенной

Апостол Павел открывает величие Христова спасения как в самой Церкви, так и через нее: «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). В другом случае он утверждает, что угодно было Богу через Христа «примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20). Павел показал замечательные плоды этого примирения: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10, 11).

Оправдание Божьего Закона

Совершенная искупительная жертва Христа защитила как справедливость, доброту и праведность Его святого Закона, так и милосердие Его характера. Смерть Христа и совершенное Им искупление удовлетворили требования закона (закон требует наказания греха) и в то же время оправдали кающихся грешников посредством Его благодати и милости. Павел сказал: «Бог… осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3, 4).

Оправдание

Примирение только тогда имеет силу, когда человек принимает прощение. Блудный сын примирился с отцом, когда он принял любовь отца и его прощение.

«Те, кто верит, что Бог во Христе примирил с собою мир, и покоряется Ему, получат от Бога бесценный дар оправдания, а также мир с Богом (см. Рим. 5:1). Над оправданными верующими более не тяготеет гнев Божий, но Его благоволение простирается над ними. Получив через Христа прямой доступ к престолу Божьему, они получают силу Святого Духа, чтобы сокрушить все разделяющие людей преграды, всякую вражду. Эта враждебность символически представлена преградой между иудеями и язычниками (Еф. 2:14-1б)»15.

Тщетность спасения делами

Божье служение примирения показывает тщетность человеческих попыток получить спасение посредством дел закона. Понимание же Божественной благодати побуждает человека принять верой праведность Христа, которая оправдывает его. Испытавшие прощение преисполнены благодарности, что делает послушание Богу радостным. Тогда дела перестают быть основой для дарования спасения, а становятся результатом спасения16.

Новые взаимоотношения с Богом

Бог в благодати Своей предлагает нам даром совершенную жизнь послушания, Его праведность и искупительную смерть. Приняв этот дар, человек вступает в более тесные взаимоотношения с Ним. В нем возникает чувство благодарности, радость и желание славить Бога. Послушание становится для него приятным, изучение Его Слова — отрадным, Дух Святой как желанный гость поселяется в его сердце. Между Богом и кающимся грешником возникают новые взаимоотношения. Это общение основано на любви и восхищении, а не на страхе и принуждении (см. Ин. 15:1 — 10).

Чем глубже мы будем понимать Божью благодать во свете креста, тем меньше самоправедности будет у нас и тем больше мы осознаем, насколько мы счастливы. Та же самая сила Святого Духа, которая воздвигла Христа из мертвых, преобразует и нашу жизнь. Вместо того, чтобы терпеть поражение, мы ежедневно будем одерживать победу над грехом.

Стимул для служения

В Божьем служении примирения через Иисуса Христа нам открыта дивная любовь Бога. Она вдохновляет нас делиться Евангелием с другими. Когда мы испытали любовь Бога на себе, то не можем не поделиться замечательной вестью о том, что Бог не вменяет грехи тем, кто принимает Христову жертву за грех. Мы будем передавать другим трогательное евангельское приглашение: «Примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:20, 21).

1 George E. Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1974), p. 453.

2 «Atonement», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 97.

3 В полной мере эта библейская концепция представлена в Seventh-day Adventists Answer Questions on Doctrine(Washington D.C.: Review and Herald, 1957), pp.341-355.

4 Vincent Taylor, The Cross of Christ (London: Macmillan, 1956), pp. 88, 89.

5 Hans K. LaRondelle, Christ Our Salvation (Mountain View, CA: Pacific Press, 1980), pp. 25, 26.

6 Raoul Dederen, «Atoning Aspects in Christ’s Death», in The Sanctuary and the Atonement, eds., Arnold V. WallenKampf and W. Richard Lesher, (Washington, D.C.: [Biblical Research institute of the General Conference of Seventh-day Adventists], 1981), p. 295. Он добавил: «Умилостивлением у язычников считалось определенное действие со стороны человека, посредством которого тот мог влиять на мысли божества. Он просто подкупал своего бога, стараясь расположить его к себе. Согласно Священному Писанию, искупление-умилостивление проистекает из Божьей любви» (там же, с. 317).

7 LaRondell,p.26.

8 Там же, с. 26, 27.

9 Dederen, p. 295.

10 LaRondelle, p. 28. В этой выдержке приведена цитата из статьи «Reconciliation», H. G. Link and С. Brown, The New International Dictionary of New Testament. Theology (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1098), vol. 3, p. 162.

11 LaRondelle, p. 30.

12 См. Е. Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 312.

13 Philip Schaff, History of the Christian Church (Grand Rapids, Ml: Wm. B. Eerdmans, 1962), vol. l.p. 173.

14 Wilbur M. Smith, .Twentieth-Century Scientists and the Resurrection of Christ-Christianity Today, April 15, 1957, p. 22. Об аргументах относительно историчности воскресения см. Josh McDowell, Evidence Than Demands a Verdict(Campus Crusade for Christ, 1972), pp. 185-274.

15 LaRondelle, pp. 32, 33.

16 См. Hyde, «What Christ’s Life Means to Me»,Adventist Review, Nov.6, 1986, p.l9.