Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, есть Слово Божье, письменно переданное по Божественному вдохновению через святых людей Божьих, которые произносили и писали его по побуждению Святого Духа. Посредством этого Слова Бог передал человечеству необходимые для спасения знания. Библия обладает непререкаемым авторитетом и представляет непогрешимое откровение Его воли. Она является мерилом характера и критерием опыта, исчерпывающим изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира (Пс. 118:105; Притч. 30:5, 6; Ис. 8:20; Ин. 17:17; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:16, 17; Евр. 4:12; 2 Пет. 1:20, 21).
Ни одна книга в мире не вызывала к себе, с одной стороны, столько любви и почтения, а с другой — столько ненависти и проклятий, как Библия. Одни люди умирали за Библию, другие убивали за нее. Она вдохновляла человека на величайшие и благороднейшие дела и была поносима им за его же самые мерзкие и низкие поступки.
Идеи, изложенные на страницах Библии, нередко использовались как повод для войн, революций и низвержения царств. Люди различных толков и направлений: от сторонников «теологии освобождения» до капиталистов, от диктаторов до освободителей, от пацифистов до милитаристов — все ищут на ее страницах слова, которыми они могут оправдать свои деяния.
Библия уникальна не своим бесподобным политическим, культурным и социальным влиянием, а своим происхождением и содержанием. Она является Божьим откровением об уникальном Богочеловеке: Сыне Божьем, Иисусе Христе — Спасителе мира.
Божественное откровение
На протяжении всей человеческой истории одни люди сомневались в существовании Бога, а многие другие убежденно заявляли, что Он есть и проявляет Себя. Каким же образом Бог давал откровение о Себе и какова при этом роль Библии?
Общее откровение. Интуитивное понимание Божьего характера, получаемое посредством исследования истории, человеческих взаимоотношений, голоса совести и природы, часто называют «общим откровением», потому что оно доступно для всех и обращено к разуму человека.
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Миллионы людей слышат этот голос. Солнечный свет, дождь, горы, реки — все свидетельствует о любящем Творце. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).
Другие видят заботливого Бога в счастливых человеческих взаимоотношениях, в сильной любви между друзьями, мужем и женой, родителями и детьми. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис. 66:13). «Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).
Однако тот же самый солнечный свет, который говорит о любящем Творце, может превратить землю в выжженную пустыню, обрекая всех на голодную смерть. Тот же самый дождь может превратиться в потоки с бурным, стремительным течением, сметающим все на своем пути. Та же величественная гора может дать трещину, раздробиться и принести разрушение. И в человеческих взаимоотношениях часто проявляются ревность, зависть, гнев и даже ненависть, которая может привести к убийству.
Окружающий нас мир ставит перед нами множество вопросов. Он открывает борьбу между добром и злом, но не объясняет, как началась эта борьба, кто и почему участвует в ней и за кем окончательная победа.
Особое откровение. Грех мешает понять откровение Бога о Самом Себе, явленное через творения, потому что грех притупил нашу способность понимать свидетельство Божье. В Своей любви Бог дает особое откровение о Самом Себе, чтобы помочь нам разрешать возникающие у нас вопросы. Во всей Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Он особым образом раскрыл Себя нам, не оставив никаких сомнений относительно Своего характера, суть которого — любовь. В начале Бог открывал Себя через пророков, затем в Личности Иисуса Христа было дано Его высшее откровение (см. Евр. 1:1,2).
Библия не только содержит утверждения, передающие нам истину о Боге, но раскрывает Его как Личность. Обе сферы откровения необходимы: нам нужно знать Бога через Иисуса Христа (см. Ин. 17:3), и нам нужно знать «истину, которая в Иисусе» (Еф.4:21). Посредством Священного Писания Бог преодолевает барьер нашей умственной, нравственной и духовной ограниченности, давая знать о Своем неизменном желании спасти нас.
Центральная Личность Священного Писания
Открывая Бога, Библия также говорит и о человеке. Она показывает безвыходное положение, в котором находятся люди, и тот выход, который все же предлагает Бог. Из нее мы узнаем, что все мы удалились от Бога, потерялись и что Иисус — это Тот, Кто находит нас и возвращает к Нему.
Иисус Христос является центром Священного Писания. Ветхий Завет говорит о Сыне Божьем как о Мессии, Искупителе мира; Новый Завет открывает Его как Иисуса Христа Спасителя.
Каждая страница Библии, запечатлев как символы, так и реалии, открывает одну из сторон Его служения и характера. Крестная смерть Иисуса открыла во всей полноте и характер Бога.
Крест дает это полное откровение, потому что он соединяет две противоположности: неизмеримое зло человека и неисчерпаемую Божью любовь. Каким более сильным средством можно было показать нам нашу человеческую греховность? Что другое могло лучше изобличить грех? Крест открывает Бога, согласившегося на смерть Своего единородного Сына. Непостижимая жертва! Возможно ли было полнее открыть Его любовь? Воистину центром Библии является Иисус Христос! Вокруг Него развивается вся вселенская драма. Вскоре Его победа на Голгофе достигнет своего апогея в окончательном уничтожении зла. Человечество воссоединится с Богом.
Тема Божьей любви, особым образом явленной в жертвенной смерти Христа на Голгофе, — эта величайшая истина Вселенной — является средоточием Библии. Поэтому в ее свете должны рассматриваться и все основные библейские истины.
Автор Священного Писания
Авторитет Библии в вопросах веры и опыта обусловлен ее происхождением. Для людей, писавших Библию, она не была обычной книгой. Они относились к ней как к «святым писаниям» (Рим. 1:2), «священным писаниями (2 Тим. 3:15) и «слову Божию» (Рим. 3:2; Евр. 5:12).
Священное Писание уникально своим происхождением и источником. Библейские писатели заявляли, что их вести не принадлежат им, но получены от Бога. Не что иное, как Божественное откровение давало им возможность «видеть» истины, которые они передавали (см. Ис. 1:1; Ам. 1:1; Мих. 1:1; Авв. 1:1; Иер. 38:21). Эти писатели свидетельствовали, что через них к людям обращался Святой Дух (Неем. 9:30; ср. Зах. 7:12). Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Иезекииль писал: «Вошел в меня дух», «нисшел на меня Дух Господень», «дух поднял меня» (Иез. 2:2; 11:5, 24). Михей также свидетельствовал: «Я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8).
Новый Завет признает роль Святого Духа в написании Ветхого Завета. Иисус сказал, что Дух Святой вдохновлял Давида (см. Мк. 12:36). Апостол Павел верил, что Дух Святой говорил «через пророка Исайю» (Деян. 28:25). Апостол Петр утверждал, что Святой Дух руководил всеми библейскими пророками, а не только некоторыми из них (см. 1 Петр. 1:10, 11; 2 Петр. 1:21). Иногда библейский писатель оставался в тени, и признавался единственный настоящий автор — Святой Дух: «Говорит Святой Дух», «Дух Святой показывает…» (Евр. 3:7; 9:8).
Писатели Нового Завета также считали Святой Дух источником своих свидетельств. Апостол Павел объяснял: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (1 Тим. 4:1). Иоанн говорит, что он был «в Духе в день Господень» (Откр. 1:10, англ. пер.). И Иисус давал поручения Своим апостолам посредством Святого Духа (Деян. 1:2; ср. Еф. 3:3-5).
Так Бог в Личности Святого Духа открыл Себя через Священное Писание. На протяжении более 1500 лет Он писал его руками людей, которых избрал. Их было около 40 человек, но, поскольку Бог Дух Святой вдохновлял писателей, настоящим автором Библии является Бог.
Богодухновенность Священного Писания
«Все Писание богодухновенно», — говорит Павел (2 Тим. 3:16). Греческое слово «теопнеустос, переведенное словом «богодухновенно», означает буквально «вдохнуто Богом». Бог «вдохнул» истину в умы людей. Они, в свою очередь, выразили ее словами, которые мы находим в Священном Писании. Поэтому Божье вдохновение есть процесс, посредством которого Бог передает человеку Свою вечную истину.
Как Бог вдохновляет. Божественное откровение было дано по Божественному вдохновению «святым Божьим мужам», которые были «движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Они записали эти откровения человеческим языком, со свойственными ему ограниченностью и несовершенством, и вместе с тем данные откровения остаются свидетельством Божьим. Бог вдохновлял людей, а не слова.
Можно ли сказать, что пророки были пассивны, словно магнитофон, точно воспроизводящий запись на магнитной пленке? Иногда авторы Священного Писания получали повеление написать именно те слова, которые сказал Бог, но в большинстве случаев они описывали то, что они видели и слышали, пользуясь доступными им языковыми средствами. Апостол Павел заметил, что «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32). Подлинное вдохновение не стирает индивидуальности пророка, своеобразия его мышления и личности.
В некоторой степени взаимоотношения Моисея и Аарона служат иллюстрацией взаимоотношений между Святым Духом и библейским писателем. Бог сказал Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх, 7:1; ср. Исх. 4:15, 16). Моисей сообщал Аарону Божьи вести, а тот, в свою очередь, передавал их фараону своими словами. Точно так же библейские писатели передавали Божественные повеления, мысли и идеи теми языковыми средствами, которыми они владели. Вследствие этого язык разных книг Библии не одинаков и отражает особенности образования и культуры разных писателей.
Библия «не является образцом Божьей мысли и Его стиля. Часто приходится слышать, что какое-либо выражение не свойственно Богу. Но Бог не предлагает судить о Себе по словам, логике или стилистике Библии. Библейские писатели были Божьими писцами, а не Его пером»1. Вдохновение действует не на слова человека или обороты его речи, а на него самого, и тогда под влиянием Святого Духа он проникается Божественной вестью. Слова же имеют отпечаток индивидуального мышления. Таким образом, Бог внушает Свои мысли, Божественный разум и воля соединяются с разумом и волей человека, после чего высказывания человека становятся словом Бога»2.
Лишь в одном случае Бог высказался лично и собственноручно записал Свои слова — Десять заповедей. Они составлены Богом, а не человеком (см. Исх. 20:1 — 17: 31:18; Втор. 10:4, 5), но даже и тут Автору пришлось прибегнуть к ограниченному человеческому языку.
Следовательно, Библия — это Божественная истина, выраженная человеческим языком. Представьте себе попытку научить ребенка квантовой физике. Перед такой же примерно проблемой стоит и Бог, пытаясь передавать Божественные истины греховному, ограниченному в своем понимании человечеству. Из-за нашей ограниченности Он не может передать нам во всей полноте то, что мог бы.
Между воплощенным Иисусом и Библией существует аналогия: Иисус был Богом и человеком одновременно, в Нем сочеталось Божественное и человеческое естество. Так и Библия является одновременно и Божественной, и человеческой книгой. Сказанное о Христе можно сказать и о Библии: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14).
Это сочетание двух начал — Божественного и человеческого — и делает Библию уникальной книгой.
Богодухновенность и писатели. Дух Святой подготавливал определенных людей для передачи Божественной истины. В Библии нет подробного объяснения тому, как эти личности были наделены необходимыми способностями, однако тем или иным образом Дух Божий объединял Божественное с человеческим.
Люди, участвовавшие в написании Библии, избирались не по своим природным талантам. Божественное откровение само по себе не подразумевало обращение таких людей и не гарантировало им вечную жизнь. Валаам по вдохновению провозглашал Божественную весть, а действовал вопреки Божьим советам (см. Чис. 22-24). Давид, которого использовал Святой Дух, совершил тяжкие преступления (см. Пс. 50). Все библейские писатели по своей природе были подобны нам, грешным людям, и постоянно нуждались в Божьей благодати (см. Рим. 3:12).
Библейские писатели испытывали вдохновение, бывшее чем-то большим, чем озарение или Божественное руководство, сопровождающее всех, ищущих истину. В действительности случалось так, что библейские писатели не всегда полностью понимали Божественную весть, которую передавали людям (см. 1 Петр. 1:10-12).
По-разному относились писатели к вестям, глашатаями которых они были. Даниил и Иоанн признавались, что они были озадачены полученным ими откровением (см. Дан. 8:27; Откр. 5:4), а в 1 Петр. 1:10 показано, что некоторые писатели пытались вникнуть в смысл вестей, открытых им или же переданных через других. Иногда эти люди боялись провозглашать вдохновенное свидетельство, а некоторые даже спорили с Богом (см. Авв. 1; Иона 1:1-3; 4:1-11).
Способ передачи и содержание откровения. Нередко Святой Дух передавал людям Божественное знание посредством видений и снов (см. Чис. 12:6). Иногда Он говорил внятным голосом или влиял на их сознание. Бог говорил Самуилу «на ухо» (1 Цар. 9:15, англ. пер.). Захарии была показана символическая картина и дано ее объяснение (см. Зах. 4) Небесные видения, которые получали апостолы Павел и Иоанн, сопровождались устными объяснениями (см. 2 Кор. 12:1-4; Откр. 4:5). Иезекииль наблюдал события, происходившие в этот момент в совершенно другом месте (см. Иез. 8). Некоторые писатели оказывались непосредственными участниками своих видений, играя в них определенную роль (см. Откр. 10).
Что касается содержания, то некоторым Дух открывал будущее (см. Дан. 2; 7; 8; 12). Другие описывали исторические события либо на основании личного опыта, либо используя материал существующих исторических записей (см. Суд.; 1 Цар.; 2 Пар.; Евангелия; Деян.).
Богодухновенность и история. Библия утверждает, что «все Писание богодухновенно» (или «вдохнуто Богом»), полезно и заслуживает доверия в вопросах нравственной и духовной жизни (см. 2 Тим. 3:15, 16).
Это утверждение не оставляет сомнений в том, что Бог руководил подбором библейского материала. Приходило ли знание из личных наблюдений, устных или письменных источников или через непосредственное откровение — в любом из случаев писатель получал это знание под руководством Святого Духа. Этим гарантируется достоверность Библии.
Библия раскрывает Божий замысел, который заключается в активном участии Бога в жизни человека, не прибегая к помощи абстрактных идей. Бог открывает Себя в реальных событиях, происходивших в определенное время в определенном месте. Достоверность исторического повествования чрезвычайно важна, потому что оно формирует основу нашего представления о Божьем характере и Его целях относительно нас. Правильное представление ведет к вечной жизни, а искаженное — к заблуждению и смерти.
Бог повелел определенным людям написать историю Его взаимоотношений с Израилем. Это историческое повествование написано иначе, чем была бы написана светская история, и оно составляет важную часть Библии (ср. Чис. 33:1-2; Ис. Нав. 24:25, 26; Иез. 24:2). Оно дает нам точные, объективные сведения в свете Божественного видения. Дух Святой наделял писателей особым духовным зрением, чтобы они могли описывать события в контексте борьбы между добром и злом, раскрыть характер Бога и помогать людям в поисках спасения.
Эти исторические события суть «образы» или «примеры», которые описаны «в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Апостол Павел говорит: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4), Уничтожение Содома и Гоморры служит «примером», или предостережением (2 Петр. 2:6; Иуд. 7). Опыт оправдания, пережитый Авраамом, также является примером для каждого верующего (см. Рим. 4: 1-25; Иак. 2:14-22). Даже ветхозаветные гражданские законы, исполненные глубокого духовного смысла, написаны и для нашего блага сегодня (1 Кор. 9;8, 9).
Лука упоминает, что написал свое Евангелие с целью рассказать о жизни Иисуса, «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Когда Иоанн решал, какие именно события из жизни Христа включить в свое Евангелие, он руководствовался одним желанием: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Под руководством Божьим писатели Библии подавали историю в таком изложении, которое могло бы направлять нас ко спасению.
Биографии библейских личностей служат еще одним доказательством богодухновенности Библии. Эти сообщения содержат в себе тщательно изложенные сведения как о слабых, так и о сильных сторонах их характеров, откровенно изображают их грехи и победы.
Не остались сокрытыми от нас недостаток самообладания у Ноя или обман Авраама. Мы узнаем о вспыльчивости Моисея, Павла, Иакова, Иоанна. Библейская история высвечивает недостатки мудрейшего из израильских царей, слабости двенадцати патриархов и двенадцати апостолов. Священное Писание не оправдывает их и не делает попытки приуменьшить их вину. Оно изображает их именно такими, какими они были и какими они стали посредством Божьей благодати или же не смогли стать, воспротивившись ей. Такого тонкого духовного анализа личности, который дает Библия, без Божественного вдохновения не смог бы сделать ни один биограф.
Библейские писатели рассматривали все исторические повествования Библии как подлинные исторические свидетельства, но не как мифы или аллегории. Многие современные скептики оспаривают подлинность повествования об Адаме, Еве, Ионе и потопе. Однако Иисус принимал их как исторически верные и духовно насущные (см. Мф. 12:39-41; 19:4-6; 24:37-39).
В Библии не сказано о частичном вдохновении или вдохновении разных степеней. Подобные теории — всего лишь необоснованные умозаключения, которые лишают Библию ее Божественного авторитета.
Точность Писания. Подобно тому как Иисус «стал плотью и обитал среди нас» (Ин. 1:14), так и Библия, чтобы сделать истину понятной для нас, дана на человеческом языке. Богодухновенность Писания служит гарантией его достоверности.
Насколько Бог заботился о самом сохранении библейского текста, помимо того, что Он обеспечивал верность и подлинность содержащейся в нем вести? Хотя древние библейские рукописи имеют некоторые расхождения, существенно важные истины оказались сохраненными3. Вполне возможно, что переписчики и переводчики Библии допускали незначительные ошибки, однако открытия в области библейской археологии доказали, что многие кажущиеся неточности фактически были следствием непонимания со стороны исследователей. Некоторые проблемы вызваны тем, что библейская
история с изображенными в ней обычаями читается людьми, воспитанными западной культурой. Следует признать, что человеческое знание ограничено. Люди постигают Божественные действия лишь отчасти. Поэтому все то, что воспринимается нами как неточности, не должно подрывать наше доверие к Священному Писанию. Зачастую мы видим ошибки не потому, что они есть в действительности, а потому, что мы неточно понимаем библейский текст. Можно ли сомневаться в Боге лишь потому, что нам не ясен полностью какой-либо текст или предложение в Библии? Нам никогда не постичь до конца все тексты Писания, да перед нами и не стоит такая задача. Исполнившиеся пророчества подтверждают достоверность Писания.
Несмотря на все попытки уничтожить Библию, она дошла до нашего времени, причем с удивительной точностью ее текста. Сравнение рукописей Мертвого моря с более поздними манускриптами Ветхого Завета показывает, насколько скрупулезно ее переписывали4. Древние рукописи подтверждают достоверность Писания как безошибочного откровения Божьей воли.
Авторитет Священного Писания
Священное Писание наделено Божественным авторитетом, поскольку через него говорит Бог Духом Святым. Следовательно, Библия — это написанное Слово Божье. Как доказать это и какое это имеет отношение к нашей жизни и нашим поискам истины?
Утверждения Писания. Библейские писатели утверждают, что они получали свои вести непосредственно от Бога. Именно «Слово Господне» было обращено к Иеремии, Иезекиилю, Осии и другим пророкам (см. Иер. 1:1, 2, 9; Иез. 1:3; Ос. 1:1; Иоил. 1:1; Иона 1:1). Бог давал указания пророкам как Своим вестникам (см. Агг. 1:13; 2 Пар. 36:16) говорить от Его имени и начинать свою весть словами: «Так говорит Господь» (Иез. 2:4; ср. Ис. 7:7). Его слова — это небесные верительные грамоты, они наделяют вестников особыми полномочиями и властью.
Иногда человек, используемый Богом, остается в тени. Матфей приводит слова ветхозаветного пророка, но при этом ссылается на авторитет, стоящий за ним: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка» (Мф. 1:22). Он видит Господа как непосредственно воздействующую силу и авторитет, а пророка — как посредника.
Петр называет послания Павла Писаниями (см. 2 Петр. 3:15, 16). А Павел так говорит относительно того, что написал: «Я принял его [Евангелие] и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12). Писатели Нового Завета воспринимали слова Христа как Писание и верили, что они имеют авторитет наравне с книгами Ветхого Завета (см. 1 Тим. 5:18; Лк. 10:7).
Христос и авторитет Писания. Иисус Христос подчеркивал авторитет Писания на всем протяжении Своего земного служения. Был ли Он искушаем сатаной или боролся со Своими противниками, принцип «написано» был Его оружием и средством защиты (Мф. 4:4, 7,10; Лк. 20:17). «Не хлебом одним будет жить человек, — сказал Он, — но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). На вопрос, как войти в жизнь вечную, Он ответил вопросом: «В законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10:26).
Иисус ставил Библию выше человеческих традиций и мнений. Он обличал иудеев за то, что они пренебрегли авторитетом Писаний (Мк. 7:7-9), и призывал их изучать Писания более тщательно: «Неужели вы никогда не читали в Писании?» (Мф. 21:42; ср. Мк. 12:10, 26). Он твердо верил в авторитет пророческого слова и объяснял, что это слово указывало на Него. Писания, говорил Он, «свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:46). Убедительнейшим доказательством Божественной миссии Христа служит тот факт, что в Его жизни и смерти исполнились ветхозаветные пророчества (см. Лк. 24:25-27).
Христос безоговорочно принимал Священное Писание как авторитетное откровение Божьей воли для всего человечества. Он видел в Писании сокровищницу истины, беспристрастное откровение, данное людям, чтобы вывести их из тьмы ложных традиций и мифов к истинному свету знания о спасении.
Дух Святой и авторитет Писания. При жизни Иисуса ни религиозные вожди, ни беспечная толпа не увидели в Нем Того, Кем Он воистину являлся. Некоторые принимали Его за пророка, подобного Иоанну Крестителю, Илие или Иеремии, то есть просто за человека. Когда Петр признал в Иисусе «Христа, Сына живого Бога», Иисус сказал, что подобное исповедание возможно лишь благодаря Божественному просвещению (Мф. 16:13-17). Павел подчеркивал ту же истину: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор, 12:3).
Точно так же обстоит дело с написанным Словом Бога. Если бы Святой Дух не просвещал наш ум, мы никогда бы не смогли правильно понимать Библию или даже признавать ее за авторитетное изложение Его воли5. Поскольку «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11), то «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о семнадобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Поэтому «слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1:18).
Только с помощью Святого Духа, Который проникает в «глубины Божий» (1 Кор. 2:10), человек может убедиться в авторитете Библии как откровении Бога и Его воли. Тогда крест становится «силой Божией» (1 Кор. 1:18), и человек может сказать вместе с Павлом: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12).
Священное Писание и Святой Дух не могут быть никогда отделены друг от друга. Являясь автором библейской истины, Святой Дух также открывает ее значение.
Авторитет Священного Писания в нашей жизни зависит от того, насколько мы признаем его богодухновенность. Если Библия для нас просто собрание человеческих свидетельств и если мы признаем ее авторитет постольку, поскольку она влияет на наши чувства, то мы умаляем ее значимость. Но если мы различаем голос Божий, говорящий устами библейских авторов, какими бы немощными людьми они ни были, то Священное Писание становится для нас абсолютным авторитетом в вопросах научения, обличения, исправления и наставления в праведности (см. 2 Тим. 3:16).
Авторитет Писания и сферы его воздействия. Противоречия между Священным Писанием и наукой — зачастую лишь плод умозрительных рассуждений. Если мы не можем совместить науку и Писание, то происходит это из-за «недостаточности знаний в области науки или Слова Божьего… Но при правильном понимании становится ясно, что между ними существует совершенная гармония»6.
Человеческая мудрость должна быть подчинена авторитету Писания. Библейские истины являются мерилом всех других идей. Оценивать Слово Божье ограниченными человеческими критериями — это все равно что измерять звезды с помощью обычной линейки. Библию нельзя подстраивать под человеческие мерки. Она возвышается над всей человеческой мудростью и литературой. Не нам судить Библию, но все мы будем судимы ею, потому что она есть мерило человеческого характера, всякого опыта и мысли.
Наконец, авторитет Писания стоит даже выше тех даров, которые даются Святым Духом, включая дар пророчества и способность говорить на иных языках (см. 1 Кор. 12; 14:1; Еф. 4:7—16). Дары Духа не возвышаются над Библией. В действительности, они должны быть проверены ею, и, если не находятся в согласии с ней, их не следует признавать истинными. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). (См. главу 17 этой книги).
Единство Писания
Поверхностное чтение Священного Писания приводит к его поверхностному пониманию. При таком чтении Библия может показаться беспорядочным сборником рассказов, проповедей и исторических хроник. Однако люди, открытые для просвещения Духом Божьим и желающие терпеливо, со многими молитвами исследовать сокрытые истины, увидят, что Библии присуще внутреннее единство в изложении принципов спасения. Библия — это не скучная однообразная книга. Наоборот, в ней представлена богатая красочная палитра гармоничных свидетельств редкостной и удивительной красоты. Благодаря ее удивительной разносторонности она способна наиболее полно удовлетворять человеческие нужды во все времена.
Бог открывал Себя человечеству не в сплошной цепи непрерывных высказываний, а постепенно, на протяжении ряда поколений. В книгах Библии, написаны ли они Моисеем в земле Мадиамской или Павлом в римской тюрьме, видна та же вдохновленная Святым Духом истина. Постижение этого «прогрессирующего откровения» содействует пониманию Библии и ее единства.
Хотя Ветхий и Новый Заветы писались в разные периоды времени, представленные в них истины нераздельны и не противоречат друг другу. Оба завета едины, подобно тому, как един Бог. Ветхий Завет через пророчества и символы возвещает евангельскую весть о грядущем Спасителе, а Новый Завет через описание жизни Христа возвещает о Спасителе, Который пришел, став Евангелием в реальности. Оба открывают одного и того же Бога. Ветхий Завет служит основанием для Нового. Он дает ключ к его пониманию, а Новый Завет объясняет тайны Ветхого.
Бог милостиво приглашает нас познакомиться с Ним через исследование Его Слова. В нем мы можем обрести благословенную уверенность во спасении. Мы можем сами убедиться, что Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Через него мы можем стать «совершенными», готовыми ко «всякому доброму делу» (2 Тим. 3:16, 17).
1 Ellen G. White, Selected Messages (Washington, D.C.: Review and Herald, 1985), book 1, p. 21.
2 Там же.
3 О том, как появились расхождения, см. Е. Уайт, Ранние произведения, с. 220, 221.
4 См. Siegfried H. Horn, The Spade Confirms the Book, rev. ed., (Washington, D.C.: Review and Herald, 1980).
5 Об общепринятом среди адвентистов седьмого дня взгляде на библейское толкование см. Г. Хазел. Постигая живое Слово Божье. Заокский: Источник жизни. 1998. См. также General Conference Committee, Report of the General Conference Committee Annual Council, Oct. 12, 1986, «Methods of Bible Study»; «A Symposium on Biblical Hermeneutics, ed. G. M. Hyde (Washington, D.C.: Review and Herald, 1974). Ср. P. Gerard Damsteegt, «Interpreting the Bible» (Документ, подготовленный к совещанию Комитета библейских исследований при Дальневосточном отделении Церкви АСД, Сингапур, май 1986).
6 Е. Уайт, Патриархи и пророки, с. 114.