Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Спасение во Христе

По бесконечной любви и милости Бог соделал так, что не знавший греха Христос стал грехом ради нас, чтобы в Нем мы соделались праведными перед Богом. Под влиянием Святого Духа мы сознаем нашу нужду в Спасителе, признаем нашу греховность, раскаиваемся в наших преступлениях и верою принимаем Иисуса как Спасителя и Господа, как Того, Кто занял наше место на кресте и оставил нам пример. Эта спасительная вера приходит к нам от Божественной силы Его Слова и является даром Божьей благодати. Благодаря Христу Бог оправдывает и принимает нас как Своих сыновей и дочерей и избавляет от господства греха. Действие Духа Святого производит в нас возрождение и освящение. Дух обновляет наш разум, записывает в наших сердцах Божий закон любви и дает нам силу жить святой жизнью. Пребывая в Нем, мы становимся причастниками Божественной природы и получаем уверенность в спасении как теперь, так и на суде (Быт. 3:15Ис. 45:22; 53Иер. 31:31-34Иез. 33:11; 36:25-27Авв. 2:4Мк. 9:23, 24Ин. 3:3-8, 16; 16:8Рим. 3:21-26; 8:1-4, 14-17; 5:6-10; 10:17; 12:22 Кор. 5:17-21Гал. 1:4; 3:13, 14, 26; 4:4-7Еф. 2:4-10Кол. 1:13, 14Тит 3:3-7Евр. 8:7-121 Пет. 1:23; 2:21, 222 Пет. 1:3, 4Откр. 13:8).

В раннехристианском произведении «Пастырь», написанном во II в. н. э., Герма видит во сне старую, покрытую морщинами женщину. Идет время, и он видит, что женщина изменяется: хотя ее тело остается старым, а волосы седыми, лицо ее становится все моложе. Наконец к ней возвращается красота юности.

Т.Ф. Торранс (Тоггапсе) сравнил эту женщину с Церковью1. Христиане не могут находиться всегда в одном и том же состоянии. Если в их сердцах царствует Святой Дух (см. Рим. 8:9), они обязательно будут изменяться.

Павел сказал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27). Такое очищение является целью, к которой стремится Церковь. Следовательно, верующие, составляющие Церковь, могут засвидетельствовать, что хотя «внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Это преобразование можно назвать внутренней Пятидесятницей в жизни каждого верующего.

Там, где Писание говорит о духовном опыте христианина — о его спасении, оправдании, освящении, очищении и искуплении, оно представляет их как факты: 1) уже свершившиеся; 2) осуществляющиеся в настоящее время; 3) которые осуществятся в будущем. Эта тройная перспектива времени помогает преодолеть кажущиеся затруднения в понимании, когда подчеркиваются оправдание и освящение. Поэтому эта глава состоит из трех основных частей, связанных со спасением христианина в прошлом, настоящем и будущем.

Опыт спасения и прошлое

Знания о Боге, о Его любви и доброте, основанного только на внешних фактах, недостаточно. Попытка развить в себе добродетельный характер независимо от Христа часто приводит к противоположным результатам. Опыт спасения, затрагивающий душу человека, дается только Богом. Об этом опыте Христос сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:3,5).

Только через Иисуса Христа человек может испытать спасение, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).

Опыт спасения включает покаяние, исповедание, прощение, оправдание и освящение.

Покаяние

Незадолго перед распятием Иисус обещал Своим ученикам послать Духа Святого, Который откроет им Самого Христа, наставляя «мир о грехе, о правде, о суде» (Ин. 16:8). Когда в день Пятидесятницы Дух Святой убедил людей в том, что они нуждаются в Спасителе, они спросили, что им теперь следует делать. Петр ответил: «Покайтесь» (Деян. 2:37, 38; ср. 3:19).

Что такое покаяние? Слово покаяние переведено с еврейского глагола «нахам», что значит «сожалеть», «каяться». В греческом языке ему равнозначно слово «метаноэс», что значит «передумать», «испытывать муки совести», «каяться». Истинное покаяние приводит к совершенно иному отношению к Богу и греху. Дух Божий открывает принимающим Его всю серьезность греха. Делает Он это, приводя их к сознанию Божьей праведности и их собственного падшего состояния. Те, кто раскаивается, испытывают печаль и чувство вины. Соглашаясь с тем, что «скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13), они сознаются в своих конкретных грехах. Через решительное усилие воли они полностью покоряются Спасителю и оставляют свои греховные поступки. Таким образом, покаяние достигает своего апогея в обращении — повороте грешника к Богу (от греч. «эпистрофэ», что значит «обращение к», ср. Деян. 15:3)2. Покаяние Давида в его грехах — прелюбодеянии и убийстве — служит живым примером того, как покаяние приготавливает путь к победе над грехом. Под влиянием Духа он презирал, оплакивал свой грех и умолял об очищении своего сердца: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал». «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:5, б, 3,12). Последующая жизнь Давида показывает, что Божье прощение включаете себя не только прощение совершенного греха, но и изменение отношения ко греху со стороны человека.

Хотя покаяние и предшествует прощению, одно лишь оно не гарантирует грешнику Божье благословение. Грешник фактически даже не может сам прийти к покаянию, потому что оно — дар Божий (см. Деян. 5:31; ср. Рим. 2:4). Дух Святой привлекает грешника ко Христу, чтобы он мог обрести покаяние, чувство сожаления о грехе.

Побуждение для покаяния

Христос сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Сердце наше умиляется и покоряется, когда мы чувствуем, что смерть Христа оправдывает нас и избавляет от вечной смерти. Представьте себе, что почувствует узник, который приговорен к смерти и ждет исполнения этого приговора, когда ему вдруг сообщают о помиловании.

Во Христе кающийся грешник не только прощен, но и оправдан — провозглашен праведным! Он не заслуживает, да и не может заслужить такого к себе отношения. Апостол Павел обращает внимание на то, что Христос умер, дабы даровать нам оправдание, когда мы были еще грешниками и врагами Богу (см. Рим. 5:6-10). Ничто так сильно не трогает наше сердце, как осознание прощающей любви Христа. Когда мы размышляем над этой непостижимой Божественной любовью, явленной на кресте, нами овладевает желание покаяться. Благость Божья ведет к покаянию (см. Рим. 2:4).

Оправдание

По Своей безграничной любви и милости Бог сделал Христа, «не знавшего греха», «жертвою за грех (в оригинале — грехом), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Благодаря вере в Иисуса сердце человека наполняется Его Духом. Посредством той же самой веры, которая является даром Божьей благодати (см. Рим. 12:3Еф. 2:8), кающиеся грешники оправдываются (см. Рим. 3:28).

Слово «оправдание» переведено с греческого слова «дикайома», что значит «справедливое требование», «судебный приговор», «справедливый поступок». Им также переводится слово «дикайо-сис», означающее «оправдание», «реабилитацию», «освобождение». Глубже понять смысл слова «оправдание» помогает родственный вышеупомянутым греческим словам глагол «дикайоо», означающий: «быть провозглашенным праведным и испытывать к себе соответственное отношение», «быть реабилитированным», «быть оправданным», «быть освобожденным, очищенным», «оправдывать», «восстанавливать справедливость»3.

В богословском смысле оправдание следует понимать как «Божественное действие, посредством которого Бог провозглашает кающегося грешника праведным и относится к нему как таковому. Оправдание противоположно осуждению (Рим. 5:1б)»4. Основой для оправдания служит не наше послушание, а послушание Христа, ибо «правдою одного — всем человекам оправдание к жизни… послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18,19). Он вменяет это послушание тем верующим, которые принимают оправдание «даром по благодати Его» (Рим. 3:24). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5).

1. Вера и дела. Многие ошибочно считают, что их положение перед Богом зависит от их добрых или худых дел. Рассуждая о том.

как люди могут оправдаться перед Богом, Павел определенно заявил, что он все почитает «тщетою… чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью… но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:8,9). Он указал на Авраама, который «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3Быт. 15:6). Авраам был оправдан до своего обрезания, а не по причине его (см. Рим. 4:9,10).

Какого рода веру имел Авраам? В Писании сказано, что «верою Авраам повиновался» призыву Божьему, оставил свою родину и пошел, «не зная, куда идет» (Евр. 11:8-10; ср. Быт. 12:4; 13:8). Его искренняя живая вера в Бога проявилась в послушании. Он был оправдан благодаря этой действенной вере.

Апостол Иаков предостерегал против еще одного искаженного понимания оправдания верою: будто человек может оправдаться верою, не подкрепляя ее делами. Он показал, что истинная вера не может существовать без дел. Подобно Павлу, Иаков в подтверждение своей точки зрения привел пример Авраама. Авраам проявил свою веру, принося в жертву своего сына Исаака (см. Иак. 2:21). «Видишь ли, — спрашивает Иаков, — что вера содействовала делам его, и делами его вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22). «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

Из опыта Авраама видно, что дела являются доказательством истинных взаимоотношений с Богом. Поэтому вера, которая ведет к оправданию, — это живая вера, проявляющаяся в действиях (см. Иак. 2:24).

Относительно оправдания Павел и Иаков имеют одинаковую точку зрения. В то время как Павел показывает, что попытка получить оправдание посредством дел — это заблуждение, Иаков обращает внимание на ошибочность другого взгляда, согласно которому оправдание возможно без сопровождающих его дел. Ни дела, ни мертвая вера не ведут к оправданию. Оно может совершиться только через истинную веру, которая действует любовью (см. Гал. 5:6) и очищает душу.

2. Опыт оправдания. Праведность Христа вменяется нам через оправдание по вере во Христа. Мы становимся праведными в очах Бога, потому что Христос занял наше место. Апостол Павел Сказал, что «не знавшего греха» Бог «сделал для нас жертвою за грех (грехом — в оригинале), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Как кающиеся грешники мы испытываем полное и совершенное прощение. Мы примирились с Богом!

Истина об оправдании прекрасно изображена в видении Заха-рии об Иисусе, великом Иерее. Иисус стоит перед ангелом Господним в запятнанных одеждах, которые символизируют осквернение грехом. Сатана требует его осуждения. Обвинения сатаны справедливы: Иисус не заслуживает оправдания. Но Бог по Своей дивной милости укоряет сатану: «Не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах. 3:2). Не дорог ли он Мне? Не оберегал ли Я его особым образом?

Господь повелевает немедленно снять с него запятнанные одежды и провозглашает: «Смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах. 3:4). Наш любящий и милостивый Бог опровергает все обвинения сатаны, оправдывает испытывающего трепет грешника и облекает его в одежду Христовой праведности. Подобно тому, как запачканная одежда Иисуса символизировала собою грех, его новая одежда была олицетворением нового духовного опыта, который верующий приобретает во Христе. При оправдании исповеданный и прощенный грех переносится на чистого и святого Сына Божьего, на Агнца, понесшего на Себе грех мира. «Кающийся грешник, хотя и незаслуженно, облекается в одежды вмененной ему праведности Христа. Эта перемена одежды, Божественное дело спасения, и представляет собою библейское учение об оправдании»5. Оправданный грешник испытал прошение и очищен от грехов.

Последствия. К чему же приводят покаяние и оправдание?

1. Освящение. Слово «освящение» переведено с греческого слова «хагиасмос», что значит «святость», «посвящение», «освящение». Оно, в свою очередь, произошло от глагола «хагиадзо, означающего «делать святым», «посвящать», «освящать», «отделять». Ему равнозначно еврейское слово «кадаш» — «отделять для особой цели»6.

Истинное покаяние и оправдание ведут к освящению. Оправдание и освящение тесно связаны между собой7. Они отличаются друг от друга, но всегда нераздельны. Они отражают две фазы спасения: оправдание является тем, что Бог делает Зля нас, а освящение — тем, что Бог делает в нас.

Ни оправдание, ни освящение не являются результатом добрых дел. Они даются исключительно по благодати Христа и Его праведности. «Праведность, посредством которой мы оправдываемся, есть вменяемая праведность, а праведность, приобретаемая нами в результате освящения, — наделяемая. Первая открывает нам доступ на небо, а вторая делает нас пригодными для жизни там»8.

Библия открывает три стадии освящения: 1) законченное действие в прошлом верующего; 2) процесс, происходящий в настоящем; 3) конечный результат, который христианин испытает при возвращении Христа.

Что касается прошлой жизни христианина, то в момент оправдания он также освящается «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Христианин становится «святым». В этом смысле вновь обращенный получает спасение и полностью принадлежит Богу.

Верующие, откликнувшиеся на Божий призыв (см. Рим. 1:7), названы «святыми», потому что они пребывают «во Христе» (Флп. 1:1; см. Ин. 15:1-7), а не потому, что они достигли безгрешного состояния. Спасение совершается в настоящем. «Он спас нас, — сказал Павел, — не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5), отделив нас и посвятив для славной цели и жизни со Христом.

2. Принятие в Божью семью. В то же самое время вновь обращенные христиане принимают «Дух усыновления». Бог усыновил их Себе, то есть сделал их Своими детьми, сыновьями и дочерьми Царя! Он сделал их своими наследниками, «сонаследниками Христу» (Рим. 8:15-17). Какое это для них замечательное преимущество, честь и радость!

3. Уверенность в спасении. Оправдание наделяет также чувством уверенности в том, что христианин принят Богом. Оно приносит также радость от воссоединения с Богом, которое совершается прямо теперь. Каной бы греховной ни была наша жизнь в прошлом, Бог прощает все грехи, и мы больше не находимся под осуждением и проклятием закона. Искупление стало действительностью: «…В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

4. Начало новой и победоносной жизни. Осознание того, что кровь Спасителя очищает наше греховное прошлое, приводит к исцелению нашего тела, духа и ума. Мы освобождаемся от чувства вины, потому что во Христе все наши грехи прощены и нам дана новая жизнь. Ежедневно даруя нам Свою благодать, Христос начинает преобразовывать нас по образу Божьему.

По мере возрастания нашей веры все более полным становится наше исцеление и преобразование. Он посылает нам новые победы над силами тьмы. Его победа над миром гарантирует наше избавление от рабства греха (см. Ин. 16:33).

5. Дар вечной жизни. Новые взаимоотношения со Христом приносят с собой дар вечной жизни. Апостол Иоанн подтвердил эту мысль: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12). С нашим греховным прошлым все кончено. Через пребывающего в нас Святого Духа мы можем наслаждаться благословениями спасения.

Опыт спасения в настоящем

Посредством крови Христа, которая приносит очищение, оправдание и освящение, христианин становится новым творением, — «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Призыв к жизни освящения. Иметь спасение — значит жить освященной жизнью, полагаясь на искупление, совершенное Христом на Голгофе. Апостол Павел призывал христиан к святой и добродетельной жизни (см. 1 Фее. 4:7). Чтобы верующие смогли испытать опыт освящения, Бог дает им «Дух святости» (Рим. 1:4, англ. пер.). «Да даст вам (Бог) по богатству славы Своей, — сказал апостол Павел, — крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16, 17).

Христиане становятся новым творением, поэтому на них возлагаются новые обязанности. Апостол Павел сказал: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:19). Теперь они должны жить «по духу» (Гал. 5:25).

Исполненные Духа верующие «живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1; ср. 8:4). Они преобразуются, потому что «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим. 8:6). Посредством Духа Божьего, пребывающего в них, они живут «не по плоти, а по Духу» (Рим. 8:9).

Если христианин исполнен Духа, то Его наивысшей целью будет делать угодное Богу (см. 1 Фее. 4:1). Павел сказал, что освящение есть Божья воля. Поэтому «вам следует воздерживаться от блуда», и «никто не должен поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво… Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фее. 4:3, 6, 7, англ. пер.).

Внутреннее изменение. При Втором пришествии мы будем изменены физически. Наше тленное смертное тело облечется в бессмертие (см. 1 Кор. 15:51-54). Что же касается нашего характера, он должен измениться в процессе приготовления ко Второму пришествию.

Преобразование характера затрагивает умственные и духовные стороны образа Божьего, по которому «внутренний наш человек» должен со дня на день обновляться (2 Кор. 4:16; ср. Рим. 12:2). Следовательно, подобно старой женщине в «Пастыре» Гермы, Церковь становится все моложе; каждый христианин, всецело отдавший себя Богу, изменяется от славы в славу, пока при Втором пришествии он не преобразуется окончательно по Божьему образу.

1. Участие Христа и Святого Духа. Только Творец может преобразить нашу жизнь (см. 1 Фее. 5:23). Однако Он не делает этого без нашего участия. Мы должны быть открыты для влияния Святого Духа, а для этого нам необходимо взирать на Христа. Когда мы размышляем о жизни Иисуса, Дух Святой восстанавливает наши физические, умственные и духовные силы (см. Тит. 3:5). Целью служения Святого Духа является открыть нам Христа и восстановить нас по Его образу (см. Рим. 8:1 — 10).

Бог желает жить в Своем народе. Он обещал: «Вселюсь в них» (2 Кор. 6:16; ср. 1 Ин. 3:24; 4:12). Поэтому Павел мог сказать: «Живет во мне Христос» (Гал. 2:20; ср. Ин. 14:23). Пребывание Творца в сердце христианина изо дня в день оживляет его внутренне (см. 2 Кор. 4:16) и обновляет его ум (см. Рим. 12:2; ср. Флп. 2:5).

2. Приобщение к Божественной природе. «Великие и драгоценные обетования» Христа заверяют, что Божественная сила завершит преобразование нашего характера (2 Петр. 1:4). Благодаря этой Божественной силе мы можем со всем старанием показать «в вере» нашей «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. 1:5-7). «Если это в вас есть и умножается, — говорит Петр, — то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп» (2 Петр. 1:8,9).

А. Только через Христа. Только облекшись в Господа Иисуса Христа, или, другими словами, приобщившись к Нему (см. Рим. 13:14Евр. 3:14) и испытав на себе «обновление Святого Духа» (Тит. 3:5), люди могут измениться по образу их Творца. Таким образом Божья любовь проявляет себя в нас (см. 1 Ин. 4:12). Здесь совершается таинство, похожее на таинство воплощения Сына Божьего. Благодаря Святому Духу Божественный Христос приобщился к человеческому естеству. Точно так же благодаря Духу мы приобщаемся к свойствам характера Бога. Это приобщение к Божественному естеству обновляет наше внутреннее «я» и делает нас подобными Христу. Христос стал человеком, но верующие не становятся Божеством. Они становятся подобными Богу в своем характере.

Б. Освящение есть постоянное возрастание. Освящение — прогрессивно. Посредством молитвы и изучения Слова мы постоянно возрастаем в общении с Богом.

Недостаточно понимать план спасения только умом. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, — открыл ученикам Христос, — то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Этим Христос ясно показывает, что верующие должны питаться Его Словом. Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63; ср. Мф. 4:4).

То, что «ест и пьет» наш ум, составляет наш характер. Если мы питаемся Хлебом Жизни, то преображаемся в подобие Христа.

3. Два преображения. В 1517 году, в том же самом году, когда Лютер прибил к церковной двери в немецком городе Виттенберге свои 95 тезисов, Рафаэль начал рисовать в Риме свою известную картину «Преображение». Эти два события имели нечто общее. Поступок Лютера ознаменовал собою рождение протестантизма, а картина Рафаэля, хотя он сам того не сознавал, выразила дух Реформации.

На картине изображен Христос, стоящий на склоне горы. Внизу, у подножия, показан бесноватый, взгляд которого с надеждой устремлен на Христа (см. Мк. 9:2-29). Две группы учеников — одна группа на горе, другая в долине — олицетворяют собою два типа христиан.

Ученики на горе хотели остаться с Христом, По-видимому, их не интересовали нужды людей внизу, в долине. На протяжении столетий многие устраивались на «горах», далеко от нужд этого мира. Их жизнь была жизнью молитвы без дел.

С другой стороны, ученики в долине трудились без молитвы, и их попытки изгнать беса оказались безуспешными. Множество людей терпели поражение, пытаясь либо трудиться для других без молитвы, либо много молиться без труда для других. Те и другие нуждаются в том, чтобы в них был восстановлен образ Божий.

А. Истинное преобразование. Бог надеется восстановить в падших людях Свой образ, преобразуя их волю, ум, желания и характер. Под влиянием Святого Духа верующие совершенно иначе смотрят на жизнь. Хотя до пришествия Христа они еще остаются тленными, смертными людьми, их жизнь исполнена плодов Святого Духа: «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал. 5:22, 23).

Если мы не станем препятствовать Христу, то Он «настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания. Очищенная и освященная, наша воля будет радостно участвовать в служении Христу»9.

Б. Два предназначения. Преображение Христа открывает другой поразительный контраст. Да, Христос был преображен. Но в некотором смысле был преображен и юноша в долине. Он был преображен в демонический образ (см. Мк. 9:1-29). Перед нами предстают два противоположных замысла: замысел Божий, цель которого — восстановить нас, и замысел сатаны, желающего нас погубить. В Священном Писании сказано, что Бог силен соблюсти нас «отпадения» (Иуд. 24). Сатана, напротив, делает все возможное со своей стороны, чтобы удержать нас в падшем состоянии.

Жизнь не стоит на месте. В ней не существует нейтральной полосы. Мы либо духовно совершенствуемся, либо деградируем. Мы либо «рабы греха», либо «рабы праведности» (Рим. 6:17, 18). Нами владеет тот, кто занимает наши мысли. Если посредством Святого Духа наши мысли сосредоточены на Христе, то мы уподобимся Христу. Исполненная Духом жизнь приведет «каждое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Но без Христа мы отрезаны от источника жизни, лишены возможности преобразования. В таком случае наша окончательная гибель становится неизбежной.

Совершенство Христа

Что такое совершенство во свете Библии? Как можно его получить?

1. Совершенство во свете Библии. Слова «совершенный» и «совершенство» переведены с еврейского слова«там», или «та-мим», что значит «законченный», «правильный», «мирный», «здравый», «нравственно чистый», «безупречный». Как правило, греческое слово «телейос» также означает «завершенный», «вполне возросший», «зрелый», «вполне развитый» и «достигший своей цели»10.

В Ветхом Завете это слово используется применительно к людям в относительном смысле. О Ное, Аврааме и Иове сказано как о людях совершенных, или непорочных (см. Быт. 6:9; 17:1; 22:18Иов 1:1, 18), хотя каждый из них имел недостатки (см. Быт. 9:20, 21Иов 40:2-5).

В Новом Завете совершенными, часто названы зрелые личности, которые жили в согласии с открытым им светом и, насколько это возможно, развивали свои духовные, умственные и физические способности (ср. 1 Кор. 14:20Флп. 3:15Евр. 5:14). Христос сказал, что верующие должны быть совершенными в своей ограниченной сфере, как Бог совершенен в Своей безграничной и абсолютной сфере (см. Мф. 5:48). Совершенный человек в очах Божьих — это человек, сердце и жизнь которого полностью посвящены поклонению и служению Ему. Это человек, который постоянно возрастает в познании Бога и который посредством благодати Божьей живет в согласии с полученным светом, радуясь жизненным победам (см. Кол. 4:12Иак. 3:2).

2. Полное совершенство во Христе. Как же нам стать совершенными? Дух Святой наделяет нас совершенством Христа. Посредством веры совершенный характер Христа становится нашим характером. Никто не в праве заявлять, что совершенство не зависит от Бога, полагая, будто оно может быть врожденным или принадлежать им по праву. Совершенство — это дар Божий.

Без Христа люди не могут обрести праведность. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, — сказал Христос, — тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего» (Ин. 15:5). Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).

Во Христе эти качества составляют наше совершенство. Он совершил однажды для всех освящение и искупление. Нам нечего добавить к тому, что Он уже сделал. Наша брачная одежда, или одежда праведности, соткана из нитей Христовой жизни, смерти и Его воскресения. Таким образом, мы можем «исполниться всею полнотою Божиею» {Еф. 3:19).

3. Стремитесь к совершенству. Какое же участие принимаем во всем этом мы, верующие люди? Посредством Христа, пребывающего в нашем сердце, мы возрастаем, достигая духовной зрелости. Благодаря Божьим дарам, данным Его Церкви, каждый ее член может становиться «мужем совершенным», приходя «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Нам следует вы расти из нашего духовного младенчества (см. Еф. 4:14) и, усвоив основные истины христианства, стремиться к «твердой пище», приготовленной для зрелых верующих (Евр. 5:14). «Посему, — говорит Павел, — оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству» (Евр. 6:1). «Молюсь о том, — говорит он в другом послании, — чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп. 1:9-11).

Освященная жизнь не означает отсутствие трудностей и препятствий. Павел наставляет верующих, чтобы они «со страхом и трепетом совершали свое спасение». Но тут же добавляет ободряющие слова: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12, 13).

«Наставляйте друг друга каждый день, — писал он, — доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; ибо мы сделались причастниками Христу, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:13, 14; ср. Мф. 24:13).

Но Священное Писание предостерегает: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда» (Евр. 10:26, 27).

Эти увещания ясно показывают, что христианам нужно «не только юридическое оправдание или освящение. Им нужна святость характера, хотя спасение всегда дается по вере. Только праведность Христа является основанием для жизни на небе. Но Божий план спасения состоит в том, чтобы человек получил не только оправдание, но и был подготовлен к жизни на небесах благодаря Христу, пребывающему в сердце человека. Эта подготовленность должна быть видна в характере человека как доказательство того, что в нем «совершилось» спасение»11. Что это значит с человеческой точки зрения? Для освященной жизни, которая совершенна на каждой ступени своего развития, необходима постоянная молитва. «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас… чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1:9, 10).

Ежедневное оправдание

Все верующие, которые исполнены Духа и живут освященной жизнью, нуждаются в ежедневном оправдании, которое даруется Христом. Мы чуждаемся в нем, потому что не только совершаем сознательные грехи, но и грешим невольно. Понимая греховность человеческого сердца, Давид молился о прощении своих «тайных погрешностей» (Пс. 18:13; ср. Иер. 17:9). Имея в виду грехи верующих, Бог уверяет нас, что, несмотря на падения, «мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1).

Опыт спасения и будущее

Наше спасение окончательно и полностью совершится тогда, когда мы будем либо прославлены при воскресении, либо взяты живыми на небо. Прославляя искупленных, Бог разделит с ними сияние славы Своей. Мы как дети Божьи с нетерпением ожидаем исполнения славной надежды. По словам Павла: «Мы хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:2).

Надежда эта исполнится при Втором пришествии, когда Христос явится «для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Прославление и освящение. Пребывание Христа в нашем сердце — одно из условий будущего спасения, заключающегося в прославлении нашего смертного тела. Павел называл Христа, живущего в верующих, «упованием славы» (Кол. 1:27). В другом месте он объясняет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Павел уверяет нас, что «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал нас ко спасению… для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фее. 2:13, 14).

В Нем мы уже находимся в тронном зале небес (см. Кол. 3:1 -4). Те, кто сделался «причастниками Святого Духа», действительно вкусили «сил будущего века» (Евр. 6:4, 5). Думая о славе Господа и глядя духовным взором на привлекательность характера Христа, мы «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Мы готовимся к преображению, которое испытаем при Втором пришествии.

Наше окончательное искупление и усыновление Богом произойдет в будущем. Павел говорит: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих. И не только она, но и мы… в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:19, 23; ср. Еф. 4:30).

Это кульминационное событие произойдет «во время совершения всего» (Деян. 3:21). Христос называет его «восстановлением», или «обновлением всего» {Мф. 19:28, англ. пер.). Затем «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8:21).

Получается, что, с одной стороны, усыновление и искупление, или одним словом — спасение, «уже» совершилось, а с другой — оно совершится в будущем. Некоторых смущает подобный подход. Однако изучение в целом служения Христа как Спасителя проясняет этот вопрос. Спасение в настоящем Павел относит к первомупришествию Христа. В распятии, воскресении, служении Христа на небесах наше оправдание и освящение обеспечено раз и навсегда. Однако наше будущее спасение, прославление нашего тела Павел относит коВторому пришествию.

«Именно поэтому Павел мог сказать одновременно: «Мы спасены», имея в виду крест и воскресение Христа в прошлом, и «мы не спасены», имея в виду будущее возвращение Христа, когда Он искупит наши тела»12. Говорить только о нашем спасении настоящем и упустить из виду наше спасение в будущем — означает неверно понимать весь процесс спасения, совершаемого Христом.

Прославление и совершенство. Некоторые ошибочно считают, что окончательное совершенство, которое принесет с собой прославление, доступно людям уже сейчас. Но Павел, этот посвященный муж Божий, писал о себе в конце своей жизни так; «Не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:12-14).

Освящение продолжается всю жизнь. Сейчас мы владеем совершенством только во Христе, но окончательное, всестороннее преобразование нашей жизни по образу Божьему произойдет при Втором пришествии. Павел предупреждает: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). История Израиля, жизнь Давида, Соломона и Петра являются серьезным предостережением для всех. «Пока человек живет, он должен контролировать свои привязанности и увлечения, держась одной твердой цели. Испорченность человеческой природы проявляется изнутри, искушения действуют извне, и где бы ни намечались успехи в деле Божьем, сатана сразу создает такие обстоятельства, когда искушение с силой давит на душу. Ни одного мгновения мы не можем быть в безопасности, разве только тогда, когда мы полагаемся на Бога и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге»13. Окончательное преобразование нашей природы завершится тогда, когда мы облечемся в нетление и бессмертие, когда Дух Святой полностью восстановит первоначальное творение.

На каком основании Бог принимает нас

Ни христоподобные черты характера, ни безупречное поведение не могут служить основанием для принятия нас Богом. Спасающая праведность исходит лишь от одного Праведника, Иисуса, и передается нам Духом Святым. Мы не можем добавить ничего к дару праведности Христа; мы можем лишь принять его. Кроме Христа, «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). Человеческая праведность без Христа — это только запачканная одежда (Ис. 64:6; см. Дан. 9:7,11,201 Кор. 1:30)14.

Даже то, что мы делаем в ответ на спасающую любовь Христа, не может служить основанием для принятия нас Богом. Это принятие неотъемлемо связано со служением Христа. Бог принимает нас тогда, когда Христос через Святого Духа вселяется в наше сердце.

На чем основано принятие нас Богом: на оправдывающей праведности Христа, на Его освящающей праведности или на том и другом?

Джон Кальвин заметил, что, подобно «Христу, Которого нельзя поделить на части, нераздельны между собой соединенные в Нем оправдание и освящение»15. Служение Христа необходимо рассматривать в целом. А потому крайне важно не пытаться строить свои предположения относительно оправдания и освящения, скрупулезно вникая во все тонкости различия между ними… Зачем нам быть более скрупулезными, чем Вдохновение, в таких жизненно важных вопросах о праведности по вере?»16 Подобно тому, как свет и тепло, излучаемые солнцем, неотделимы друг от друга, хотя и у света, и у тепла свое уникальное предназначение, так и Христос стал для нас одновременно праведностью и освящением (см. 1 Кор. 1:30). Мы не только полностью оправданы, но и полностью освящены в Нем.

Благодаря Святому Духу голгофское восклицание Христа «Совершилось» находит исполнение в человеческом сердце. Мы становимся принятыми Богом в истинном смысле этого слова. То, что «совершилось» на кресте, ставит под сомнение все другие человеческие попытки быть принятыми Богом. Только жизнь распятого на кресте Христа в нашем сердце дает нам право на спасение, уготованное Богом, и делает нас пригодными для него.

1 Т. F. Torrance, Royal Priesthood, Scottish Journal of Theology Occasional Papers, No. 3 (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1963), p. 48.

2 СМ. «Conversion» and «Repent, Repentance», SDA Bible Dictionary, rev. ed., pp. 235, 933.

3 W. E. Vine, An Expository Dictionary of the New Testament Words (Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell, 1966), pp. 284-286; William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, A Greek English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago, !L: University of Chicago Press, 1973), p. 196.

4 «Justification», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 635.

5 LaRondelle,p.47.

6 «Sanctification», SDA Bibfe Dictionary, rev. ed., p. 979.

7 Там же.

8 E. Уайт, Вести для молодежи, с. 35.

9 Е. Уайт, Желание веков, с. 668.

10 «Perfect, Perfection-, SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 864.

11 LaRondelle.p, 77.

12 Там же, с. 89.

13 White in SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 2, p. 1032.

14 О Христе, нашем Первосвященнике, Е. Уайт сказала так: «Богослужения, молитвы, славословие, исповедание греха восходят от истинных верующих, как благоухание, к небесному святилищу. Однако, оскверненные несовершенным человеческим естеством, они никогда не имели бы ценности перед Богом, если бы не были очищены кровью. Сами по себе они не имеют незапятнанной чистоты, и если бы не было Посредника, стоящего по правую сторону Бога и очищающего их Своей праведностью, Бог не смог бы принять их. Все, что направляется к небу из земных храмов, должно быть омыто кровью Христа» (Selected Messages, book 1, p. 344).

15 J. Calvin, Institutes of the Christian Religion (Grand Rapids: Associated Publishers and Authors, Inc. n. d.), Ill, 11,6.

16 White in SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 1072.