Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Дары пророчества

Священное Писание свидетельствует, что пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка, и мы верим, что он проявился в служении Эллен Уайт. Ее труды обладают пророческим авторитетом и служат для Церкви утешением, водительством, наставлением и обличением. В этих трудах также четко определено, что Библия есть критерий для всякого учения и опыта (Чис. 12:62 Пар. 20:20Ам. 3:7Иоил. 2:28, 29Деян. 2:14-212 Тим. 3:16, 17Евр. 1:1-3Откр. 12:17; 19:10; 22:8, 9).

Иосафат, царь Иудеи, был в отчаянии. К Иерусалиму приближались неприятельские войска, и будущее казалось безнадежным, «Иосафат обратил лицо свое взыскать Господа и объявил пост по всей Иудее» (2 Пар. 20:3). Со всех сторон к храму стекался народ, чтобы просить Бога о милости и избавлении.

Пред всеми собравшимися Иосафат просил Бога о том, чтобы Тот явил Свою силу. «Господи, Боже отцов наших! — начал он. — Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (Ст. 6). Разве Бог не защищал Свой народ в прошлом? Разве не Он дал эту землю Своему народу? Поэтому Иосафат молил Господа: «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы… и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! (Ст. 12).

В напряженном ожидании иудеи стояли пред Господом. Вдруг из их среды выступил пророк Иозиил. Его весть вселила мужество в сердца убоявшихся людей. Он сказал: «Не бойтесь… ибо не ваша война, а Божия… Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне… и Господь будет с вами» (ст. 15- 17). Наутро Иосафат объявил своим войскам: «Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (ст. 20)1.

Царь так глубоко поверил этому малоизвестному пророку Иозиилу, что на место передовых отрядов поставил певцов, воспевающих хвалу Господу и прославляющих Его святость! Когда воздух огласился гимнами веры, Господь явил Свое могущество, повергая в смятение войска противников Иудеи. Поражение врагов было настолько великим, что не осталось «уцелевшего» (ст. 24).

Иозиил был глашатаем Божьим в то особое время. Пророки как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена выполняли жизненно важное служение. Но неужели после формирования канона Библии пророчество утратило свое значение? Чтобы найти ответ на этот вопрос, проследим историю развития пророчества.

Дар пророчества в библейские времена

Хотя грех сделал невозможным непосредственное общение людей с Богом (см. Ис. 59:2), Бог не порвал Свои отношения с человечеством. Он предложил другие способы общения, посылая вести ободрения, предупреждения и обличения через пророков2.

Пророк в Священном Писании — это человек, «который получает сообщения от Бога и передает их суть Его народу3. Пророки пророчествовали не по своей воле, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21).

В Ветхом Завете слово «пророк» соответствует древнееврейскому слову «наби». Значение этого слова раскрывается в Книге Исход: «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону» (Исх. 7:1, 2). Отношения между Моисеем и фараоном были подобны отношениям между Богом и Его народом. Как Аарон пересказывал фараону слова Моисея, так пророк передавал людям вести от Бога. Слово пророк означает «человек, поставленный Богом для передачи Его слова». В греческом языке древнееврейскому «наби» соответствует слово «профетэс».

«Прозорливец» — это перевод древнееврейского слова «роэ» (Ис. 30:10) или слова «хосэ» (2 Цар. 24:114 Цар. 17:13), которые тоже служат для обозначения обладателя пророческого дара. Слова пророк и прозорливецтесно связаны. Как сказано в Писании: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» (1 Цар. 9:9). В слове прозорливец, подчеркивается особая способность воспринимать Божественную весть. Бог открывает «глаза», или разум, пророков для восприятия тех сведений, которые необходимо передать Его народу.

Во все века Бог открывал Свою волю посредством людей, наделенных даром пророчества: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам» (Ам.3:7;ср. Евр. 1:1).

Роль пророческого дара в Новом Завете. В Новом Завете пророчество занимает особое место среди даров Святого Духа: один раз Новый Завет называет его первым и дважды — вторым среди наиболее полезных для Церкви служений (см. Рим. 12:61 Кор. 12:28Еф. 4:11). Новый Завет поощряет верующих в стремлении иметь дар пророчества (I Кор. 14:1,39).

Согласно Новому Завету, пророки имели следующие обязанности4:

1. Они содействовали основанию Церкви. Церковь утверждена «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20, 21).

2. Были инициаторами миссионерской деятельности Церкви. Именно через дар пророчества Дух Святой отделил Павла и Варнаву и послал их в первое миссионерское путешествие (см. Деян. 13:1, 2), а также подсказывал, где именно им необходимо было сосредоточить свои усилия (см. Деян. 16:6-10).

3. Они наставляли Церковь. «Кто пророчествует, — писал апостол Павел, — тот говорит людям в назидание, увещание и утешение… назидает церковь» (1 Кор. 14:3,4). Наряду с другими дарами Бог дал Церкви дар пророчества «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:12).

4. Содействовали единству и защите Церкви. Пророки содействовали «единству веры», защищали Церковь от лжеучений, чтобы верующие «не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

5. Предупреждали о грядущих трудностях. Один из пророков Нового Завета предупреждал о приближающемся голоде. В результате этого Церковь смогла предварительно оказать помощь

пострадавшим от этого бедствия (см. Деян. 11:27-30). Другие пророки предупреждали об аресте и заключении апостола Павла в Иерусалиме (см. Деян. 20:23; 21:4, 10-14).

6. Утверждали основы веры в эпоху религиозных споров. На первом соборе Дух Святой привел Церковь к единственно верному решению спорного вопроса об обращении язычников в христианство. Затем через пророков тот же Дух утвердил верующих в истинном учении. Передавая решения собора, «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их» (Деян. 15:32).

Дар пророчества в последние дни

Многие христиане считают, что дар пророчества прекратился с окончанием апостольского периода Церкви. Но Библия открывает нам, что в конце истории, в эпоху кризиса, возникнет особая нужда в Божественном руководстве. Тогда дар пророчества с новой силой будет ниспослан Церкви.

Непрерывность духовных даров. В Библии нет ни малейшего указания на то, что Бог лишит Церковь посланных Им духовных даров до того, как она выполнит свое назначение. Апостол Павел конкретно обозначил цель: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Поскольку эта задача еще не достигнута Церковью, нужда во всех дарах Духа сохраняется. Все они, и дар пророчества в том числе, будут служить на пользу народа Божьего вплоть до пришествия Христа. Поэтому апостол Павел предостерегал верующих «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте» (1 Фее, 5:19, 20), «ревнуйте о дарах духовных, особенно жестом, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1).

Эти дары не всегда проявлялись в христианской Церкви в той же мере, как во дни апостолов5. После смерти апостолов пророки пользовались уважением во многих слоях общества вплоть до 300 г. по Р.Х.6 Но упадок духовности в Церкви и, как следствие, ее отступничество (см. главу 13 этой книги) ограничили и проявление Духа Святого, и Его даров. Кроме того, деятельность лжепророков породила недоверие к этому дару7.

Ослабление силы пророческого дара в определенные периоды истории Церкви не говорит о том, что Бог навсегда отнял его. Библия показывает, что при приближении конца истории этого мира этот дар снова зримо проявится, чтобы помочь Церкви в столь трудное время. Более того, отмечается возрастающая сила в проявлении этого дара.

Дар пророчества непосредственно перед Вторым пришествием Христа. Чтобы убедительно возвестить о Первом пришествии Христа, Бог дал Иоанну Крестителю дар пророчества. По этой же причине, провозглашая весть о Втором пришествии, мы вправе снова ожидать особого проявления пророческого дара для того, чтобы у каждого человека была возможность приготовиться к встрече с Господом.

Одним из признаков Своего скорого пришествия Христос, в частности, назвал появление лжепророков (см. Мф. 24:11, 24). Если бы в последнее время не было бы истинных пророков, то Христос не предостерегал бы о бдительном отношении ко всем тем, кто называет себя пророком. Его предупреждение о лжепророках косвенно указывает на присутствие в то же время и истинного пророческого дара.

Особое излитие пророческого дара перед пришествием Христа предсказал пророк Иоиль. Он сказал: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2:28-31).

Знаменательное проявление Духа Святого впервые произошло на Пятидесятницу. Петр, цитируя пророчество Иоиля, подчеркивал, что Бог обещал подобные благословения (см. Деян. 2:2-21). Однако может возникнуть вопрос: полностью ли исполнилось в день Пятидесятницы пророчество Иоиля или возможно другое, более полное исполнение? У нас нет никаких свидетельств того, что упоминаемые Иоилем знамения на солнце и луне предшествовали из-литию Духа или были явлены после этого события. Подобные знамения были даны лишь много веков спустя (см. главу 25 этой книги).

Пятидесятница, таким образом, была как бы предвкушением полного излития Духа перед Вторым пришествием. Как ранний дождь выпадал в Палестине осенью, вскоре после посева злаков, так излитие Духа Святого в день Пятидесятницы ознаменовало начало Его особого служения. Полное и окончательное исполнение этого пророчества соответствует «позднему дождю», который выпадает весной и благодаря которому наливается колос и созревает зерно (Иоил. 2:23). Точно так и последнее, небывалой силы сошествие Божьего Духа произойдет непосредственно перед Вторым пришествием, после вышеупомянутых знамений на солнце, луне и звездах (см. Мф. 24:29;Откр.6:12-17Иоил. 2:31). Как и «поздний дождь», это последнее излитие Духа даст возможность созреть жатве земли (Мф. 13:30, 39), «тогда всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32).

Дар пророчества в Церкви Остатка. В 12-й главе Откровения показаны два основных периода гонений. Во время первого периода с 538 по 1798 гг. по Р.Х. (Откр. 12:6, 14; см. главу 13 этой книги), верные последователи Христа страдали от жесточайших гонений. Непосредственно перед Вторым пришествием сатана снова выступит против «прочих от семени ее», Церкви Остатка, по-прежнему преданной Христу. Откровение характеризует истинных верующих, составляющих этот Остаток, как тех, кто «сохраняет заповеди Божий и имеет свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

То, что выражение «свидетельство Иисуса Христа» означает пророческое откровение, ясно из последующего разговора ангела с Иоанном8. В конце Книги Откровение ангел, обращаясь к Иоанну, называет себя «сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово» (Откр. 19:10), а также — «сослужитель тебе и братьям твоим пророкам» (Откр. 22:9). Из сопоставления этих сходных высказываний следует, что именно пророки «имеют свидетельство Иисусово»9. В свете этого становится понятным следующее утверждение ангела: «Свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

Комментируя этот текст, Джеймс Моффат (Moffat) писал: «Ибо свидетельство Иисусово (исходящее от Иисуса) есть дух пророчества». Это характеризует тех братьев, которые имеют свидетельство Иисуса в силу того, что обладают пророческим вдохновением. Выражение «свидетельство Иисуса» говорит о том, что свидетельствует Сам Христос (Откр. 22:20). Таким образом, самооткровение Иисуса Христа (см. Откр. 1:1), данное Ему Богом, движет христианами-пророками»10.

Итак, выражение Дух пророчества относится: 1) к Святому Духу, вдохновляющему пророка откровениями от Бога; 2) к проявлению дара пророчества; 3) к самому пророку — посреднику между Богом и человеком.

Дар пророчества, свидетельство Иисуса, данное «Церкви через пророков»11, является отличительной особенностью Церкви Остатка. Пророк Иеремия связывал угасание этого дара с беззаконием: «Не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа» {Плач. Иер. 2:9). В Книге Откровение Церковь последнего времени характеризуется двумя отличительными признаками: ее члены «сохраняют заповеди Божий и имеют свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

Во время исхода народа Божьего из Египта Бог дал Церкви дар пророчества, чтобы организовать народ и руководить им (см. Деян. 7:38). «Через пророка вывел Господь Израиля из Египта, и через пророка Он охранял его» (Ос. 12:13). Не удивительно поэтому, что тот же дар будет присутствовать среди тех, кто удостоится участвовать в «исходе всех веков» — в исходе из оскверненной грехом Земли в небесный Ханаан. Этот Исход последует за Вторым пришествием Христа; он будет окончательным и полным исполнением пророчества Исайи: «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего» (Ис. 11:11).

Помощь во время последнего кризиса. Писание открывает нам, что на народ Божий в последнее время будет направлена вся ярость сатаны, который предпримет последнюю попытку погубить его (см. Откр. 12:17). «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» (Дан. 12:1). Чтобы помочь устоять в этом величайшем столкновении всех времен, Бог, по Своей любви, дал Своему народу заверение, что не оставит их одних. Свидетельство Иисуса, Дух пророчества, благополучно приведет их к окончательной цели — к единению со Спасителем при втором Его пришествии.

Связь Библии с более поздними проявлениями пророческого дара служителей Церкви можно объяснить на таком примере: «Допустим, что мы решили отправиться в морское путешествие. Владелец судна вручает нам справочник навигатора, подчеркивая, что в нем находятся все данные, необходимые для безопасного плавания до порта назначения. Сразу после отплытия мы принимаемся за чтение и находим как общие наставления по мореходству, тан и описание самых разных ситуаций, возникающих в открытом море. В частности, перечислены чрезвычайные опасности последнего отрезка пути: непостоянство береговой линии вследствие плывунов и частые штормы. Но вместе с тем в справочнике сказано: «Вас заблаговременно встретит лоцман. Он будет предупреждать вас об опасностях и переменах обстановки. Прислушайтесь к его советам». Следуя этим инструкциям, мы добираемся до места встречи с лоцманом, и он действительно вскоре появляется. Но тут некоторые члены команды высказывают свое недовольство его вмешательством: «У нас есть инструкции, и для нас этого достаточно. Мы придерживаемся их, и только их. Ничего сверх этого нам не требуется!» Кто же в таком случае следует первоначальным указаниям? Те, кто отвергает услуги лоцмана, или те, кто слушает его в соответствии с последними указаниями? Судите сами»12.

Послебиблейские пророки и Библия

Библия была написана благодаря пророческому дару. В после-библейские времена нельзя вносить изменения и дополнения в Писание, так как формирование канона Библии завершено.

В заключительный период земной истории дар пророчества действует таким же образом, как и во дни апостолов. Его назначение — поддерживать авторитет Библии как основания нашей веры и руководства в повседневной жизни, объяснять ее учение и применять ее принципы в современной жизни. Он как и прежде содействует утверждению и воспитанию Церкви, умножая ее силы и способности для выполнения Богом определенной ей миссии. Пророческий дар обличает, предупреждает, направляет и укрепляет как отдельных членов, так и Церковь в целом, защищая ее от ересей и объединяя на основании библейских истин.

Из Библии мы узнаем о таких пророках древности, как Нафан, Гад, Асаф, Самей, Азария, Елиезер, Ахия, Овид, Мариам, Девора, Олдама, Симеон, Иоанн Креститель, Агав, Сила, Анна и четыре дочери Филиппа. Их свидетельства не вошли в канон Библии, хотя они жили в библейские времена. Тот же Бог, говоривший через пророков, чьи произведения вошли в состав Писания, вдохновлял и вышеперечисленных пророков и пророчиц. Их вести не противоречили Божественным откровениям, дошедшим до нас в библейском каноне. Из этого следует, что свидетельства послебиб-лейских пророков также богодухновенны и важны для Церкви последнего времени.

Испытание дара пророчества. Поскольку Библия предупреждает нас, что перед пришествием Христа восстанут лжепророки, возникает необходимость в тщательной проверке всех случаев проявления дара пророчества. «Пророчества не уничижайте, — советовал апостол Павел. — Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фее. 5:20-22; ср. 1Ин.4:1).

В Библии обозначены особые критерии проверки, руководствуясь которыми можно отличить истинный пророческий дар от ложного.

1. Согласуется ли пророческая весть с Библией? «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Этот текст подразумевает, что весть любого пророка должна находиться в гармонии с Законом Божьим и со всем Священным Писанием. Более поздние пророки не должны противоречить откровениям ранних. Дух Святой никогда не противоречит Своим ранее данным свидетельствам, потому что у Бога «нет изменения и ни тени перемены» {Иак. 1:17).

2. Исполняются ли предсказания?«Какмы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:21, 22; ср. Иер. 28:9). Хотя предсказания могут составлять сравнительно небольшую часть пророческой вести, они должны в точности исполняться.

3. Признается ли воплощение Христа? «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:2, 3). Эта проверка подразумевает нечто большее, чем признание на словах истины о том, что Иисус Христос жил на земле в человеческой плоти. Истинный пророк должен признавать полноту библейского учения о тайне воплощения Христа — верить в Его истинную Божественность и предвечное бытие, рождение от Девы Марии, истинность человеческого естества, безгрешную жизнь, примирительную жертву, воскресение, вознесение, в Его ходатайственное служение и Второе пришествие.

4. Приносит ли пророческий дар добрые плоды? Пророчество исходит от Святого Духа, вдохновляющего «святых Божиих человеков» (2 Петр. 1:21). Лжепророков можно узнать по их недобрым плодам. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7:18-20).

Этот совет играет решающую роль при проверке подлинности пророческого дара. В первую очередь речь идет о жизни пророка. Это не значит, что пророк должен быть абсолютно совершенным. Писание говорит, что «Илия был человек, подобный нами (Иак. 5:17). Но именно «плоды Духа», а не «дела плоти» должны характеризовать жизнь пророка (см. Гал. 5:19-23).

Во-вторых, этот критерий оценивает влияние пророка на других людей. Что происходит в жизни тех, кто принял эту весть? Содействует ли их свидетельство единству веры народа Божьего и делу спасения? (Еф. 4:12-16).

Такой библейской проверке необходимо подвергать заявление любого человека, претендующего на обладание даром пророчества. И если он соответствует этим критериям, мы можем быть уверены, что дар пророчества действительно был дан Духом Святым.

Дух пророчества в Церкви адвентистов седьмого дня

Дар пророчества был явлен в служении Елены Г. Уайт, одной из основателей Церкви адвентистов седьмого дня. Она передавала вдохновенные наставления для народа Божьего, живущего в последнее время. Мир начала XIX в., когда Елена Уайт начинала свое служение, принадлежал мужчинам. Не удивительно, что ее пророческое призвание было подвергнуто критическому рассмотрению. Выдержав библейскую проверку, она продолжала свое служение в соответствии с этим духовным даром на протяжении 70 лет. С 1844 года, когда ей было 17 лет, по 1915 год, год ее смерти, Бог дал ей более двух тысяч видений. В течение этого времени она трудилась в Америке, Европе и Австралии, наставляя, организуя работу Церкви, проповедуя и занимаясь писательской деятельностью.

Елена Уайт сама никогда не называла себя пророчицей, хотя и не возражала, когда кто-либо называл ее так. Об этом она говорила так: «Еще в молодости меня несколько раз спрашивали: «Ты пророчица?» Я всегда отвечала: «Я вестница Господа». Хотя мне известно, что многие называют меня пророчицей, но я никогда не претендовала на это звание… Почему? Потому что в наше время многие, присвоив себе титул пророка, вредят делу Христа; кроме того, мое служение включает гораздо больше того, что подразумевает слово «пророк»… Претендовать на звание пророчицы мне нисколько не присуще. Если же другие так называют меня, то я не спорю с ними. Однако моя работа охватывает такие сферы жизни, что я не могу называть себя иначе, как вестницей Господа»13.

Насколько соответствует служение Е. Уайт библейским требованиям, предъявляемым к пророку?

1. Соответствие Библии. Ее многочисленные труды содержат десятки тысяч библейских текстов, зачастую с подробными комментариями. Внимательное изучение показало их последовательность, точность и полное соответствие Писанию.

2. Точность предсказаний. В трудах Е. Уайт содержится относительно небольшое число предсказаний. Некоторые из них исполняются сейчас, другие ожидают времени своего исполнения. Но те, которые мы уже сейчас можем проверить, исполнились с поразительной точностью. Вот два примера ее пророческих предсказаний.

а) Подъем современного спиритизма. В 1850 году, когда спиритизм — движение, предлагающее общение с миром духов и с умершими, — находился в зачаточном состоянии, Е. Уайт предсказала его рост и назвала его обольщением последнего времени. В те дни спиритизм отличался откровенно антихристианским настроем, но она предвидела, что эта враждебность изменится, указала на будущее благосклонное отношение к нему со стороны христиан14. К нашему времени спиритизм распространился по всему миру, приобретя миллионы сторонников. Антихристианская направленность стала менее заметной, некоторые из его приверженцев вообще называют себя христианскими спиритами, претендуя на обладание истинной христианской верой и утверждая, что «спириты — это те немногие верующие, которые воспользовались обещанными Христом дарами. Этими дарами они исцеляют больных, доказывают возможность сознательного и прогрессивного существования в потустороннем мире»15. Спириты даже утверждают, что «спиритизм позволяет получить обобщенное понятие о всех великих религиозных системах и, более того, он даст большее знание о Библии, чем все комментарии, вместе взятые. Библия — спиритуалическая книга»16.

6) Тесное сотрудничество между, протестантами и римо-католиками. Между протестантами и католиками во времена Елены Уайт существовала непреодолимая пропасть, исключавшая любое сотрудничество. Среди протестантов процветали антикатолические настроения. Е. Уайт предсказала, что в протестантизме вследствие отступления от веры реформаторов произойдут перемены, которые приведут к исчезновению отличий от католицизма и к преодолению пропасти, разделявшей их несколько веков17.

Спустя несколько лет после ее смерти можно было наблюдать рост экуменического движения, основание Всемирного Совета Церквей, Второго Ватиканского Собора католической Церкви, а также — пренебрежение и даже отвержение в протестантской среде принципов толкования пророчеств, унаследованных от реформаторов18. Эти серьезные перемены устранили барьеры, изначально разделявшие протестантов и католиков, и привели к возрастающему сотрудничеству.

3. Признание воплощения Христа. Елена Уайт много писала о Христе. Его роль как Господа и Спасителя, Его искупительная жертва на кресте и ходатайственное служение — вот главные темы ее литературных трудов. Книга «Желание веков» признана наиболее полным духовным исследованием жизни Христа, а «Путь ко Христу» — самая распространенная ее книга — побудила миллионы верующих искать более тесных отношений с Ним. В ее трудах Христос — истинный Бог и истинный Человек. Ее взвешенный подход к этому вопросу полностью согласуется с Библией, не допуская преобладания одного естества над другим — проблемы, которая вызывала жаркие споры на протяжении всей истории христианства.

Главная тема ее трудов — служение Христа — преподана очень практично. Любая сторона жизни, которую она затрагивает, непременно сближает читателя со Христом Спасителем.

4. Влияние ее служения. С того времени, как Е. Уайт получила пророческий дар, прошло больше столетия. Церковная и личная жизнь тех, кто принимал ее советы, свидетельствует о положительном влиянии ее учения и самой жизни.

«Никогда не занимая официальных должностей, не будучи рукоположенным служителем, не получая материальной поддержки от Церкви до смерти мужа, она оказывала благословенное влияние на деятельность Церкви христиан адвентистов седьмого дня» 9. По ее предложению была начата издательская работа, открывались школы, развернулась медицинская деятельность и всемирное миссионерское служение, благодаря чему Церковь адвентистов седьмого дня стала одной из самых больших и быстро растущих протестантских организаций.

Елена Уайт написала более 80 книг, 200 трактатов и брошюр и 4600 статей. Проповеди, дневники, особые свидетельства и письма составляют еще 60 тысяч страниц рукописного материала.

В своих трудах она затрагивает самые разные вопросы, никогда не ограничиваясь сугубо религиозной тематикой. Господь посылал через нее советы по здоровому образу жизни, воспитанию и образованию, семейным отношениям, воздержанию, евангельской работе, питанию, медицинской помощи и многим другим вопросам. Пожалуй, ее наставления в области охраны здоровья особенно впечатляют, если учитывать, что записаны они были более века назад, а получили подтверждение в научной среде только сейчас.

Главная особенность трудов Е. Уайт — связь любой темы с личностью Иисуса Христа, а также высокий уровень моральных и этических требований в соответствии с иудейско-христианским нравственным наследием.

Большинство ее трудов адресовано адвентистам седьмого дня, но многие из них получили высокую оценку в более широких кругах. Ее известная книга «Путь ко Христу» переведена более чем на 100 языков, и тираж ее превзошел 15 миллионов экземпляров. Ее крупнейшая работа — пятитомник «Конфликт веков» — описывает великую борьбу между Христом и сатаной, начиная с момента возникновения греха во Вселенной и заканчивая временем его окончательного устранения.

Ее труды оказывают несомненное влияние на читателя. Не так давно в Институте церковного служения при университете Андрюса проводился сравнительный анализ взглядов и поведения тех адвентистов, которые постоянно читают ее книги, и тех, кто пренебрегает ими. Исследование это привело к однозначному выводу: труды Елены Уайт положительно влияют на тех, кто внимателен к советам, записанным в них. Вот выдержка из опубликованного исследователями заключения: «Читающие (труды Е. Уайт) имеют более тесные отношения со Христом, лучше понимают свои духовные дары и свое положение перед Богом. Они больше склонны жертвовать на евангельскую программу Церкви, и их вклад в местные миссионерские проекты более весом. Они чувствуют себя более способными к благовестию и охотнее участвуют в проповеди Евангелия и миссионерских программах. Они более склонны к ежедневному исследованию Библии, к молитве за определенных людей, к общению с собратьями и к ежедневным семейным богослужениям. Они живо воспринимают дело Церкви и чувствуют ответственность за приобретение новых членов»20.

Дух пророчества и Библия. Труды Е. Уайт не заменяют Писания. Их нельзя ставить на один уровень, потому что Священное Писание стоит отдельно как непревзойденное мерило, которым оцениваются не только ее труды, но и произведения всех других авторов. Библия — авторитет, которому они должны быть подвластны.

1. Библия — высшее мерило истины. Адвентисты седьмого дня безоговорочно придерживаются принципа реформаторов «Соло скриптура!» — «Только Писание», согласно которому Библия толкует сама себя и является единственным основанием для всякого учения. Основы вероучения Церкви были разработаны и уточнены благодаря исследованиям Библии, они не были получены из видений Е. Уайт.

Главная ее роль во время формирования учения заключалась в направлении изучения Библии и подтверждении выводов, полученных в результате исследования Писания.

Сама Е. Уайт верила и учила, что Библия является основным законом для Церкви. В первой своей книге, опубликованной в 1851 г., она писала: «Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье как руководство в вере и в жизни. Этим Словом мы будем судимы»22. Она никогда не изменяла этой точке зрения. Спустя много лет Е. Уайт писала: «В Своем Слове Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни»23. В 1909 г. в последнем своем обращении на сессии Генеральной конференции Церкви она открыла Библию, подняла ее и сказала: «Братья и сестры, я рекомендую вам эту Книгу»24.

Отвечая верующим, которые рассматривали ее труды как дополнение к Библии, она писала: «Я взяла драгоценную Библию и окружила ее несколькими Свидетельствами для Церкви, которые были даны народу Божьему… Вы плохо знаете Писания. Если бы вы задались целью изучить Слово Божье, захотели бы соответствовать библейским нормам и устремились к христианскому совершенству, то вам не понадобились бы Свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегали богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми и прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на те вдохновенные слова, которым вы не желали повиноваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям»25.

2. Руководство к Библии. Е. Уайт считала целью своей работы возвращать людей к изучению Библии. «Библии уделяется мало внимания, — говорила она, — и Господь дает меньший свет, чтобы подвести людей к свету большему26. «В Слове Божьем, — писала Елена Уайт, — достаточно света, чтобы просветить затуманенный рассудок, и оно может быть понято теми, кто хочет понять его. Но, несмотря на это, люди, на словах исследующие Слово Божье, поступают вопреки его ясным учениям. Тогда Бог, чтобы не оставить людям ни малейшего повода для беззаконий, дает ясные и конкретные свидетельства, возвращая их к Своему Слову, которым они ранее пренебрегали»27.

3. Руководство к пониманию Библии. Е. Уайт считала свои труды руководством, помогающим яснее понимать Библию. «Новая истина не открывается, но Бог через Свидетельства упрощает ранее данные великие истины и излагает их людям, как Ему угодно, чтобы пробудить сознание людей и произвести на них впечатление и чтобы никто не мог оправдывать себя незнанием истины. Письменные свидетельства предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины»28.

4. Руководство к применению библейских принципов. Большинство трудов Е. Уайт посвящены применению библейских наставлений в практической жизни. Она говорила, что ей было «велено осветить общие принципы — как устно, так и письменно, и одновременно указать на ошибки и грехи некоторых людей и на опасности, им угрожающие, чтобы все получили обличение, предостережение и совет»29, Христос обещал такое пророческое руководство Своей Церкви. Как заметила Е. Уайт: «Тот факт, что Бог в Слове открыл Свою волю людям, вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его последователям, изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни»30.

Призыв к верующим. Пророчество Книги Откровение о том, что «свидетельство Иисуса» проявится в «духе пророчества» в последние дни земной истории, призывает нас не оставаться равнодушными или неверующими и побуждает «все испытывать» и «хорошего держаться». Мы многое можем приобрести или потерять в зависимости от того, последуем ли мы этому совету Библии или нет. Иосафат сказал: «Верьте Господу, Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2 Пар. 20:20). Его слова верны и сегодня.

1 Курсив составителей.

2 См. библейские примеры женщин-пророчиц в Исх. 15:20Суд. 4:44 Цар. 22:14Лк. 2:36Деян. 21:9.

3 Frank В. Holbrook, .The Biblical Basis for a Modern Prophet-, p. 1 (Shelf document, Ellen Q. White Estate Inc., General Conference of Seventh-day Adventists). Cp. Jemison, A Prophet Among You (Mountain View, CA: Pacific Press, 1955), pp. 52-55.

4 CM. Holbrook, «Modern Prophet», pp. 3-5.

5 К сожалению, веские документальные данные за этот период христианской эпохи отсутствуют.

6 Gerhard Friedrich, «Prophets and Prophecies in the New Testament» in Theological Dictionary of the New Testament,vol. 6, p. 859.

7 Cp. Friedrich, pp. 860, 861.

8 Выражение «свидетельство Иисуса» более похоже на субъектный генетив, нежели на объектный. «Возможны два перевода: а) свидетельство об Иисусе, или относительно Иисуса (объектный генетив), — свидетельство христиан об Иисусе; (RSV); б) свидетельство Самого Иисуса, или данное Иисусом (субъектный генетив), — весть Иисуса к Церкви. На основании употребления этого выражения в Книге Откровение можно судить, что в данном случае перед нами субъектный генетив {свидетельство, данное Иисусом). Таким образом, это выражение указывает на то, что это свидетельство дано посредством пророческого откровения в (Holbrook, «Modern Propher». р. 7). В качестве одного из доказательств Холбрук (Holbrook) цитирует Откр. 1:1,2: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа и что он видел». В этом контексте видно, что «Откровение Иисуса» означает откровение, данное Иисусом Иоанну. Иоанн записывает это откровение, или свидетельство, Христа. Оба эти выражения содержат родительный падеж и выступают в роли субъективного генетива, что согласуется с заключительными словами Христа в Откровении: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20); (там же, с. 7, 8).

9 См. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 812; Т. Н. Blincoe, «The Prophets Were Until John», Ministry, July 1977, p. 24L; Holbrook, «Modern Prophet», p. 8.

10 James Moffatt in Expositor’s Greek Testament, ed., W. Robertson Nicoll, vol. 5, p. 465.

11 «Spirit of Prophecy», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 1412. «Ибо свидетельство Христово утвердилось в нас, — говорил апостол Павел тем, кто ожидает Второго пришествия, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании» (1 Кор. 1:6,7).

12 Uriah Smith, «Do We Discard the Bible by Endorsing the Visions?» Review and Herald, Jan. 13, 1863, p. 52, цит. вReview and Herald, Dec. 1, 1977, p. 13.

13 White, «A Messenger», Review and Herald, July 26,1906, p. 8. Звание «вестница Господа» было дано по вдохновению свыше (см. там же). 14 E. Уайт, Ранние произведения, с. 59.

15 J. M. Peebles, «The Word Spiritualism Misunderstood», in Centennial Book of Modern Spiritualism in America (Chicago, IL: National Spiritualist Association of the United States of America, 1948), p. 34.

16 B. F. Austin, «A Few Helpful Thoughts», Centennial Book of Modern Spiritualism, p. 44.

17 E. Уайт, Великая борьба, с. 571, 588.

18 Об историческом понимании пророчеств книг Даниила и Откровение, которое преобладало в протестантизме, начиная с периода Реформации вплоть до XIX века, см. Froom, Prophetic Faith of Our Fathers,vols. 2-4. См. также главу 13 этой книги.

19 Richard Hammill, «Spiritual Gifts in the Church Today», Ministry, July 1982, p. 17.

20 Roger L. Dudley and Des Cummings, Jr., «A Comparison of the Christian Attitudes and Behaviors Between Those Adventist Church Members Who Regularly Read Ellen White Books and Those Who Do Not», 1982, pp. 41, 42. Исследование проведено Институтом церковного служения при университете Андрюса. (В опросе участвовало более 8200 членов из 193 церквей).

21 Jemison, Prophet Among You, pp. 208-210; Froom, Movement of Destlty (Washington, D.C.: Review and Herald, 1971), pp. 91-132; Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Adventist Message and Mlsslon, pp. 103-293.

22 Е. Уайт, Ранние произведения, с. 78.

23 Е. Уайт, Великая борьба, с. vii.

24 William A. Spicer, The Spirit of Prophecy In the Advent Movement (Washington, D.C.: Review and Herald, 1937), p. 30.

25 Е. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 664,665.

26 White, «An Open Letter», Review and Herald, Jan. 20,1903, p. 15. Цит. в Е. Уайт, Литературный евангепизм, с.125.

27 Е. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 663.

28 Там же. с. 665.

29 Там же, с. 660.

30 Е. Уайт, Великая борьба, с. vii.